12.12.2017

В СТОЛИЦЕ УЗБЕКИСТАНА Г. ТАШКЕНТЕ СОСТОЯЛАСЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ: «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА», ПОСВЯЩЕННАЯ 25-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА


В столице Узбекистана г. Ташкенте состоялась международная научно-практическая конференция на тему: «Роль и значение Конституции в построении демократического правового государства», посвященная 25-летию принятия Конституции Узбекистана, участие в которой приняли представители конституционных судов Казахстана, России, Кыргызстана, Армении, Кореи, Таджикистан, Турция и Индонезия.
В ходе конференции ее участниками представлен ряд содержательных докладов на темы конституционно-правовых основ формирования государства и конституционного контроля. В рамках форума Председатель Конституционного суда Республики Узбекистан Бахтияр Мирбабаев выступил с докладом на тему: «Конституция Республики Узбекистан - правовая основа и гарантия поступательного развития страны», судья Конституционного суда Российской Федерации Николай Бондарь сделал доклад на тему: «Буква и дух Конституции: поиски баланса».
Стоит отметить, что в своих выступлениях участники не раз ссылались на опыт конституционного контроля в Республике Казахстан. Особый интерес коллег вызвал доклад на тему: «Усиление конституционного контроля в Республике Казахстан в условиях утверждения правового государства», в котором особый акцент был сделан на  проведенной в Казахстане конституционной реформе. В частности отмечено, что конституционные поправки направлены на расширение перечня и повышение  уровня защищенности особо охраняемых конституционных ценностей, усиление конституционного контроля, а также уточнение  содержания, условий и пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Благодаря этим изменениям  Казахстан продолжил всестороннюю и последовательную модернизацию общества и государства, а также конституционного контроля в стране.
Для большинства конституционных судов, представители которых приняли участие в конференции, проблемным вопросом является круг субъектов обращения и, в частности, обращений граждан. В этой части опыт Казахстана также вызвал интерес. Согласно последним изменениям в Республике Казахстан уточнены статусные начала Конституционного Совета, увеличилось количество субъектов обращения в порядке последующего конституционного контроля. Если раньше к таковым относились только суды, то теперь подобным полномочием наделен и Президент Республики. Согласно пп. 3) п. 6 ст. 1 Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» Глава государства наделяется правом в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства обращаться в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции.
Участников форума интересовали изменения в сфере конституционного контроля, в частности, обязательного получения заключения Конституционного Совета о соответствии предлагаемых изменений в Конституцию требованиям п. 2 ст. 91 Конституции. Так, ст. 91 Конституции дополнена п. 3: «Изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи». Субъектом обращения по данному вопросу является Глава государства (п.п. 10-1) ст. 44 Конституции).
Особый интерес вызвало то, что по инициативе Главы государства исключен п. 4 ст. 73 Конституции, который предусматривал право Президента вносить возражения на решение Конституционного Совета и регулировать порядок и последствия его рассмотрения. Принятое решение усиливает гарантии окончательного характера актов Конституционного Совета, что соответствует общепринятым стандартам. 
 Также в ходе конференции затронуты вопросы, касающиеся расширения перечня особо охраняемых конституционных ценностей: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными». Тем самым конституционно подтверждена историческая миссия Нурсултана Назарбаева в качестве Основателя нового независимого государства Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина; внесшего благодаря своему конституционному статусу и личным качествам решающий вклад в становление и развитие суверенного Казахстана, в том числе конституционных ценностей Основного Закона и основополагающих принципов деятельности Республики.
Таким образом, сделан вывод о том, что конституционный контроль в Казахстане сформировался в самостоятельный правовой институт со своими принципами, формами и методами, которые неразрывно связаны с деятельностью Конституционного Совета Республики Казахстан.
В целом конференция проведена на высоком научно-теоретическом уровне и явилась весьма полезной в плане всестороннего международного обмена опытом конституционного