В соответствии с подпунктом 6) статьи 53 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 2) пункта 4 статьи 17 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» Конституционный Совет Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан Послание «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан».

В нынешнем году исполняется двадцать пять лет Государственной Независимости Республики Казахстан. Поэтому Конституционный Совет считает необходимым отразить в настоящем Послании видение государственного строительства в соответствии с закрепленными в Конституции Республики ценностями, показать значение своих решений в этом историческом процессе.

Во исполнение воли народа – единственного источника государственной власти – 16 декабря 1991 года Конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» торжественно провозглашена государственная независимость страны. Ее основы были заложены в чаяниях предков, документах и деяниях прогрессивных мыслителей, ратных подвигах и созидательном труде наших соотечественников и объявлены в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Гражданами страны независимость Казахстана воспринимается как главная конституционная ценность и первооснова сохранения Нации.

В становлении и укреплении независимости, успешном строительстве новой казахстанской государственности основополагающая роль принадлежит Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру Нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Получив 1 декабря 1991 года полное доверие народа в ходе прямых выборов, Елбасы на конституционной основе обеспечил рывок в Новую Эпоху и ведет Казахстан по пути мира и прогресса.

В своем Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства отметил, что всего за четверть века Казахстан состоялся и как суверенная национальная экономика, включённая в глобальные хозяйственные связи, и как государство, ставшее полноценным участником мировой семьи наций.

Путь страны был обозначен в Стратегии «Казахстан-2030», ставшей важнейшим мировоззренческим прорывом. Благодаря ей была проведена тройная модернизация: построено современное государство и совершен переход к рыночной экономике; заложены основы социального государства; перестроено общественное сознание. Избранная политическая, социально-экономическая и внешнеполитическая модель развития доказала свою эффективность.

Казахстан вошел в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и продвигается к достижению главной цели Стратегии «Казахстан-2050» – вхождение в число 30-ти наиболее развитых государств.

Это стало возможным благодаря четкому видению верховной властью перспектив Казахстана, направлений и путей реализации определенных ею приоритетов, концентрации усилий граждан, общества и государства на их претворении в жизнь, а также предотвращению порождаемых мировыми и региональными кризисами вызовов и рисков.

Воплощением стратегических идей Елбасы является столица нашей страны – Астана – гордость всех казахстанцев. Астана и независимый Казахстан – понятия неразделимые, и, говоря об Астане, мы подразумеваем нашу Родину в целом. Астана является не только административным центром государства, но и символом экономических, политических и социальных успехов нашей страны.

Сегодня Казахстан вступил в новый этап своего развития, очерченный в «Плане Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева». В их числе: формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; Нация единого будущего; транспарентное и подотчетное государство.

Суверенный Казахстан стал равноправным членом международного сообщества. Достижения страны и личный авторитет ее Лидера явились основой для успешного председательства Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества, Содружестве Независимых Государств и других международных организациях. Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, баллотирование в качестве непостоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций открывают новые возможности для укрепления международной правосубъектности страны. Тесно сотрудничая со структурами Организации Объединенных Наций и другими авторитетными глобальными акторами, Казахстан инициирует и проводит политику обеспечения национальных интересов, предупреждения и ослабления новейших внешних угроз, укрепления мира, согласия и толерантности между народами, экономического развития на благо всех людей Планеты Земля. Свое концентрированное воплощение она получила в Манифесте «Мир. XXI век», внесенном в Организацию Объединенных Наций Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Республика Казахстан, являясь независимым государством и самостоятельным субъектом международных отношений, осуществляет в интересах народа Казахстана политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами на основе Конституции и в соответствии с международными договорами и законами Республики.

 

Базовые Ценности Независимости

 

Политико-правовой основой Независимости, становления, укрепления и совершенствования новой государственности является Конституция страны. Прогрессивные положения учредивших государственную независимость исторических документов легли в основу первой Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года, а в последующем –действующей Конституции Республики, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Ею окончательно закреплены главные консолидирующие общество ценности и конструкции независимого Казахстана, обеспечившие его легитимность и международное признание.

В соответствии с Основным Законом символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина выступает Президент Республики. Благодаря жесткой установке Главы государства на всемерное раскрытие потенциала Конституции основные компоненты государственности за довольно короткий период получили практическое воплощение в важнейших государственных решениях.

Проникновение духа и идей Основного Закона в реальную жизнь, последовательная конституционализация всех ее сторон обеспечиваются, наряду с сугубо правовыми методами, последовательной реализацией документов стратегического государственного планирования, упрочением рыночной экономики, укреплением межэтнического и межконфессионального согласия, социальных гарантий, развитием сфер культуры и образования.

В свою очередь, исходя из достигнутого обществом и государством нового состояния, и в целях решения очередных задач осуществлялась модернизация действующей Конституции посредством проведенных в 1998 и 2007 годах конституционных реформ и «точечного» ее дополнения в 2011 году. Внесенные в Основной Закон новеллы оперативно находили законодательную реализацию в правовой системе и повседневной жизни страны.

Стратегия развития Казахстана и основанная на ней правовая политика позволили обеспечить системность и комплексность преобразований и, в итоге, – синергетический эффект Государственной Независимости.

В Республике целенаправленно формируется государство конституционного патриотизма, главными принципами которого являются верховенство права и правопорядок, всеобщее законопослушание  и безопасность, свобода и ответственность.

Системным сводом общегражданских ценностей, укрепляющих казахстанскую идентичность и единство, общественное согласие, выступает общенациональная патриотическая идея Нурсултана Абишевича Назарбаева «Мәңгілік Ел». Она логически вытекает из преамбулы Конституции, связывает прошлое, настоящее и будущее страны, объединяет всех казахстанцев и является мировоззренческой основой казахстанской идентичности. Ее юридической формой стал Патриотический Акт «Мәңгілік Ел», одобренный в 2015 году Республиканским форумом патриотов Казахстана и принятый на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 26 апреля нынешнего года.

Уникальный государственно-общественный институт – Ассамблея народа Казахстана – консолидирует этнокультурные объединения, депутатов Парламента и маслихатов, руководителей центральных и местных исполнительных органов, общественных деятелей, представителей политических партий, религиозных объединений, неправительственных организаций, учебных заведений, научной, творческой интеллигенции и средств массовой информации. Ныне перед Ассамблеей открываются новые просторы в качестве главного института по мониторингу исполнения Патриотического Акта «Мәңгілік Ел».

Высшими ценностями независимого Казахстана признаются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции). Основное содержание Конституции и базирующихся на ней правовых актов, в том числе документов государственного планирования, составляет забота о каж​дом казахстанце. Благодаря этому обеспечивается приоритет личности во всех сферах жизни общества.

Конституционные нормы о правах человека, гарантиях и механизмах их реализации, ответственности граждан неоднократно были предметом официального толкования Конституционного Совета, который постоянно подчеркивал системообразующую роль этих положений:

перечень прав и свобод человека гарантируется государством в пределах, установленных нормами Конституции Республики и соответствующих ей иных нормативных правовых актов. Признание прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод предполагает, что установленных Конституцией прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов. Указанные права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан (далее – нормативное постановление КС) от 28 октября 1996 года № 6/2);

возведение конкретной разновидности прав и свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции об их гарантированности предполагает возложение на государство особой обязанности обеспечить реализацию этих прав и свобод (нормативные постановления КС от 12 марта 1999 года № 3/2 и от 29 апреля 2005 года № 3);

законодатель при принятии законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями (нормативное постановление КС от 27 февраля 2008 года № 2).

Казахстан является участником основных универсальных международных договоров в сфере защиты прав человека, положения которых имплементируются в национальное законодательство.

Внутригосударственные меры принимаются на основе верховенства Конституции, на что Конституционный Совет обращал внимание в нескольких итоговых решениях:

согласно пункту 1 статьи 4 Конституции соответствующие ее нормам международные договоры и иные обязательства Республики являются составной частью действующего права Республики;

в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции Республики, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного Закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению;

приоритет перед законами и непосредственное применение ратифицированных международных договоров предполагает ситуативное превосходство норм таких договоров в случаях коллизии с нормами законов (нормативные постановления КС от 11 октября 2000 года № 18/2 и от 18 мая 2006 года № 2);

гражданин на территории своей Республики является субъектом ее действующего права. В случае нарушения его прав, свобод и законных интересов или совершения им противоправных действий на него распространяется юрисдикция государственной власти Казахстана, осуществление которой возложено на соответствующие государственные органы Республики (нормативное постановление КС от 7 мая 2001 года № 6/2).

В целях исполнения приведенных правовых позиций Конституционного Совета были внесены поправки в некоторые ратифицированные международные договоры Республики, в частности, в Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» от 4 октября 1997 года.

Стержнем единого казахстанского общества выступает институт семьи. Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются лучшие духовно-нравственные ценности народа – толерантность, трудолюбие, любовь к Родине, уважение к старшим, устремленность в будущее. По инициативе Главы государства с 2013 года ежегодно отмечается праздник – День семьи, который подчеркивает особую ее значимость.

Конституционный Совет в нормативном постановлении от 18 мая 2015 года № 3 подчеркнул, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей Республики, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе. В своей совокупности они обеспечивают преемственность поколений, выступают условиями сохранения и развития народа Казахстана, являющегося носителем суверенитета, единственным источником государственной власти.

4 июня 1992 года были утверждены главные атрибуты независимости – государственные символы Республики Казахстан: Государственный Флаг, Государственный Герб, а также Государственный Гимн (обновлен 7 января 2006 года). Они олицетворяют государственную идентичность и суверенитет Республики, демонстрируют миру образ нового независимого государства – общего дома для всех казахстанцев.

Конституционным Советом даны разъяснения по вопросам правового регулирования порядка использования государственных символов: употребление исключительно казахского языка в государственных символах свидетельствует о высшем политико-правовом статусе государственного языка, определение порядка официального использования Государственного Герба Республики Казахстан относится к компетенции законодателя и устанавливается конституционным законом (нормативные постановления КС от 6 июля 2006 года № 3 и от 23 февраля 2007 года № 3).

Сегодня Казахстан имеет юридически оформленные на международном уровне государственные границы – рубежи мира и добрососедства, гарантирующие суверенитет Республики и целостность территории.

Как отмечал Конституционный Совет, территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Территориальная целостность – определяющее условие национальной безопасности Казахстана и означает недопустимость расчленения его территории, использования природных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной границы и запрет на территориальные уступки в ущерб национальным интересам и суверенному равенству государства. Изменение унитарности и территориальной целостности Республики не могут быть предметом инициирования изменений и дополнений в Конституцию (нормативные постановления КС от 4 декабря 1998 года № 13/2 и от 23 апреля 2003 года № 4).

Суверенитет Казахстана распространяется и на международные отношения, субъектом которых является Республика, а предусмотренные в Конституции общие положения, принципы и нормы, относящиеся к основам суверенитета, независимости и конституционного строя (статьи 1-5, 10-12, 34, 36, 39 и другие), обеспечиваются и охраняются в первую очередь Конституцией, а лишь затем – основывающимися на ней нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (нормативные постановления КС от 1 декабря 2003 года № 12, от 5 ноября 2009 года № 6, Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» от 16 июня 2015 года № 11-2/1).

В Казахстане реализуется выверенная языковая политика Главы государства, основанная на приоритетности государственного языка и уважении языков народа Казахстана. Уважению к государственному языку, недопустимости дискриминации по языковому признаку способствует реализация утвержденной Указом Президента Республики от 29 июня 2011 года № 110 Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, а также внедрение уникального проекта «Триединство языков».

Конституционным Советом приняты решения, разъясняющие суть и содержание норм Основного Закона о языках, устанавливающие условия и порядок их применения:

из конституционного закрепления казахского языка в качестве государственного следует, что казахский язык является одним из определяющих факторов государственности Казахстана, символизирует его суверенитет и является элементом конституционно-правового статуса Республики, выражающим единство народа Казахстана;

пункт 2 статьи 7 Конституции «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык» понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств;

равенство в употреблении казахского и русского языков означает также равную юридическую значимость текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках;

Конституция предоставляет право каждому по своему усмотрению выбирать язык общения;

государство обязано защищать любой язык, функционирующий в обществе, и предупреждать дискриминацию по языковому признаку. Законодательство и правоприменительная практика должны учитывать норму пункта 2 статьи 14 Конституции, согласно которой никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, в том числе по мотивам языка (нормативные постановления КС от 8 мая 1997 года № 10/2, от 11 февраля 2009 года № 1 и от 18 мая 2015 года № 3).

Устойчивую политико-правовую связь человека с суверенным Казахстаном выражает институт гражданства Республики Казахстан – ценность для всех казахстанцев, ощущение наличия благополучной Родины, гордость за ее достижения и труд на ее благо.

Разъясняя нормы Основного Закона, регулирующие вопросы института гражданства, Конституционный Совет подчеркивал:

институт гражданства является определяющим признаком суверенитета, независимости и конституционного строя Республики, поскольку только народ Казахстана, состоящий из граждан государства, является «единственным источником государственной власти» и «осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам» (пункты 1 и 2 статьи 3 Конституции);

конституционный принцип единства гражданства исходит из унитарности государства и означает, что граждане Республики обладают единым правовым статусом, основывающимся на единой конституционной правосубъектности (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 12, пункт 1 статьи 13 Конституции). Под принципом равенства гражданства следует понимать равенство прав, свобод и обязанностей граждан Республики независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств (нормативное постановление КС от 1 декабря 2003 года № 12).

Разъясняя различные аспекты конституционного статуса гражданина, Конституционный Совет постоянно обращает внимание на неразрывность прав и свобод с обязанностями, которые именно в силу принадлежности к гражданству казахстанцы несут перед другими людьми, обществом и государством.

Конституцией в числе основополагающих принципов деятельности Республики определены общественное согласие и политическая стабильность (пункт 2 статьи 1). Они занимают исключительно важное место в деятельности государства, его институтов, общественных объединений и каждого гражданина.

Положения преамбулы Основного Закона в сочетании с конституционными нормами: о равенстве всех и запрете дискриминации по любым мотивам; об идеологическом и политическом многообразии; о праве каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; об обеспечении учета национально-культурных и иных значимых интересов общества при назначении Главой государства части депутатов Сената; о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межнациональное согласие, являются правовой основой уникальной казахстанской модели полиэтнического общества.

Практической реализации упомянутых конституционных положений способствуют также и правовые позиции Конституционного Совета, создающие юридическую основу для осуществления обозначенных Президентом Республики магистральных направлений по формированию Нации единого будущего:

принцип равенства всех перед законом и судом предполагает равенство прав и обязанностей, равную защиту государством этих прав и равную ответственность каждого перед законом, единство требований и правовой ответственности для всех субъектов соответствующих правоотношений, осуществляющих однородные виды деятельности (нормативные постановления КС от 10 марта 1999 года № 2/2, от 29 марта 1999 года № 7/2, от 31 января 2005 года № 1 и другие);

согласно статье 14 Конституции все равны перед законом, что подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам (нормативные постановления КС от 4 апреля 2002 года № 2 и от 11 февраля 2009 года № 1);

пункт 1 статьи 20 Конституции Республики гарантирует свободу слова и творчества, что предполагает право на свободное выражение мнений, взглядов, убеждений, идей в различных видах и формах, в том числе и через средства массовой информации (нормативные постановления КС от 21 апреля 2004 года № 4 и от 27 февраля 2008 года № 2);

право граждан Республики Казахстан на свободу объединения в политические партии вытекает из пункта 1 статьи 5 Общих положений Конституции о том, что в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие, и корреспондирует конституционному праву на свободу объединения, особые виды которого могут регулироваться отдельными законами (нормативное постановление КС от