О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Рогова И.И., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Белорукова Н.В., Малиновского В.А, Нурмагамбетова A.M., Стамкулова У.М. с участием:
представителя Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Сената Парламента Республики Казахстан Ахметова К.,
представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Турецкого Н.Н.,
представителя Правительства Республики Казахстан – вице-Министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д.Р.,
представителя Верховного Суда Республики Казахстан – судьи Верховного Суда Республики Казахстан Баишева Ж.Н.,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.,
Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан Шакирова А.О.,
представителя Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан – Ответственного секретаря Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Советского В. К.
рассмотрел в открытом заседании вопрос о пересмотре некоторых ранее принятых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Белорукова Н.В., выступления участников заседания, проанализировав нормативные постановления Конституционного Совета и другие материалы конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан

у с т а н о в и л:


Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» внесены существенные коррективы в Основной Закон страны. Конституционные новеллы предусматривают снятие запрета на слияние общественных и государственных институтов и на государственное финансирование общественных объединений (статья 5 Конституции), ограничение пределов применения смертной казни (статья 15 Конституции), санкционирование ареста и содержания под стражей только судом (статья 16 Конституции). В Конституцию внесены поправки, изменяющие срок, на который избирается Президент Республики (статья 41), полномочия Парламента, численность его депутатов, порядок избрания и основания прекращения их полномочий (статьи 50-58, 61-63), процедуры формирования Правительства (статьи 44, 56), Конституционного Совета (статьи 57, 71) и некоторых других государственных органов (статьи 57, 58). Изменены нормы Основного Закона, регламентирующие деятельность судебной и правоохранительной систем (статьи 75, 82, 84), местного государственного управления и самоуправления (статьи 86, 87, 89) и некоторые другие.

Конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию (статьи 5, 43, 44, 51, 84, 89), в их взаимосвязи, позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти, содержание функций государства, определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно-значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям.

Это требует приведения в соответствие с обновленной Конституцией всей нормативной правовой базы страны, включая нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» решение Конституционного Совета может быть пересмотрено им по собственной инициативе в случае, если Конституционный Совет установит, что изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение.

Проведенный анализ показывает, что некоторые ранее принятые нормативные постановления Конституционного Совета требуют своего пересмотра. Отмене в целом подлежат те из них, которые не согласуются с измененными и дополненными нормами Основного Закона. Отмене в части подлежат нормативные постановления Конституционного Совета, при исключении из которых отдельных, не соответствующих конституционным новеллам положений, не будут утеряны внутренние логика и взаимосвязь, содержательность и смысл толкования норм Конституции. Тем самым не изменяется предмет и не расширяются пределы правовых позиций, закрепленных в отменяемых в части итоговых решениях, при принятии которых были реализованы соответствующие конституционные полномочия Конституционного Совета.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 1) пункта 1 и пунктами 2 и 3 статьи 36, статьями 31-33 и 40, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

п о с т а н о в л я е т:

1. Отменить в целом следующие нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан:

1.1. от 29 апреля 1997 года № 8/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан»;

1.2. от 23 мая 1997 года № 12/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части оснований для прекращения полномочий депутата Мажилиса Парламента»;

1.3. от 31 июля 1998 года № 5/2 «Об обращении Президента Республики Казахстан о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона «О торгово-промышленных палатах», принятого Парламентом Республики Казахстан 26 июня 1998 года»;

1.4. от 18 февраля 1999 года № 15/2 «Об обращении Премьер-Министра Республики Казахстан о признании Закона Республики «О торгово-промышленных палатах», принятого Парламентом Республики Казахстан 9 декабря 1998 года, неконституционным»;

1.5. от 29 марта 1999 года № 15/3 «О возражении Президента Республики Казахстан на постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 февраля 1999 года № 15/2 «Об обращении Премьер-министра Республики Казахстан о признании Закона Республики Казахстан «О торгово-промышленных палатах» неконституционным»;

1.6. от 26 декабря 2000 года № 23/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 83 и пункта 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан»;

1.7. от 12 апреля 2001 года № 1/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 6, статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан»;

1.8. от 17 мая 2001 года № 7/2 «Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан»;

1.9. от 8 июня 2001 года № 8/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 4 статьи 61 Конституции Республики Казахстан»;

1.10. от 31 декабря 2003 года № 13 «Об официальном толковании статей 16 и 83 Конституции Республики Казахстан»;

1.11. от 12 февраля 2004 года № 1 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 50 Конституции Республики Казахстан».

2. Отменить в части следующие нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан:

2.1. от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан», исключив:
первый абзац пункта 4 мотивировочной части;
пункт 7 мотивировочной части;
предложение первое пункта 4 постановляющей части;
слово «только» в пункте 6 постановляющей части;

2.2. от 16 мая 1997 года №11/2 «Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента», исключив:
слова «Пункт 1 статьи 52 Конституции гласит, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Из смысла этой нормы вытекает, что депутат в своей деятельности не может быть связан никаким наказом или поручением, а руководствуется общегосударственными интересами. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года также предусматривает в пункте 1 статьи 24: «Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом, в том числе наказом или поручением, и голосует в Парламенте по своему убеждению» в мотивировочной части;

2.3. от 2 июля 1999 года № 12/2 «О соответствии пункта 3 статьи 20 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» Конституции Республики Казахстан», исключив: слова «и также государственное финансирование общественных объединений» в абзаце седьмом мотивировочной части;

2.4. от 13 декабря 2001 года № 19/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52, подпункта 4) пункта 1 статьи 72 и пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан», исключив:
пункт 1 мотивировочной части;
предложение первое девятого абзаца пункта 3 мотивировочной части;
пункт 1 постановляющей части;

2.5. от 13 мая 2003 года № 6 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 63 Конституции Республики Казахстан», исключив:
пункт 4 мотивировочной части;
пункт 4 постановляющей части.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституционного Закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» определить, что настоящее постановление не имеет обратной силы, поэтому отмена в целом либо в части ранее принятых нормативных постановлений Конституционного Совета, в силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Конституции, не влечет возможность подписания Президентом Республики законов, признанных неконституционными, либо возвращения им юридической силы. При необходимости такие законы могут быть вновь приняты с соблюдением процедур, установленных Конституцией и законодательством, регламентирующим порядок разработки и принятия нормативных правовых актов.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

5. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.