Важную роль в обеспечении конституционной законности играет Конституционный Совет. Его деятельность – надежная гарантия соответствия казахстанского законодательства духу и букве Основного Закона.
Н. Назарбаев

Аналитика

Конституционный контроль в Казахстане: доктрина и практика утверждения конституционализма. Монография. - Скачать

Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий - Скачать

Справка о мерах по реализации решений Конституционного совета - Скачать

 


 

СПРАВКА

о мерах по реализации решений Конституционного Совета

Республики Казахстан   

(2017 г.)

Настоящая справка подготовлена в соответствии с пунктом 9 Плана работы Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан (далее - СПП) на 2016 год.  

В ходе подготовки материалов к заседанию СПП была запрошена информация из соответствующих государственных органов о мерах по реализации решений Конституционного Совета Республики.

По информации Канцелярии Премьер-Министра, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и других заинтересованных центральных государственных органов в настоящее время принят ряд законодательных актов и иных решений, направленных на исполнение нормативных постановлений Конституционного Совета (далее – нормативное постановление КС), а также рекомендаций и предложений, содержащихся в его ежегодных посланиях о состоянии конституционной законности в Республике (далее – послание КС).  

При формировании концепций и содержания большинства из 59 законов, инициированных для осуществления «Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева», и предусмотренных ими подзаконных нормативных правовых актов, были учтены решения Конституционного Совета.  

Законодательные и иные меры, принятые с момента предыдущего заседания СПП по данному вопросу, сводятся к следующим:   

1. В Законе «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года № 401-V учтены положения нормативных постановлений Конституционного Совета касательно права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (нормативные постановления КС от 4 апреля 2002 года № 2, от 5 августа 2002 года № 5, от 21 апреля 2004 года № 4 и от 18 мая 2015 года № 3).

В Предпринимательском кодексе от 29 октября 2015 года № 375-V нашли отражение правовые позиции и рекомендации нормативных постановлений Конституционного Совета по вопросам равенства субъектов предпринимательства, права собственности, государственного регулирования и социальной ответственности предпринимательства и другим аспектам активной экономической деятельности граждан (нормативные постановления КС от 10 марта 1999 года № 2/2, от 29 марта 1999 года № 7/2, от 3 ноября 1999 года № 19/2, от 31 января 2005 года № 1, от 23 апреля 2008 года № 4, от 15 октября 2008 года № 8, от 7 декабря 2011 года № 5, от 16 мая 2013 года № 2 и другие).    

Закон «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V направлен на реализацию нормативного постановления Конституционного Совета от 6 марта 2013 года № 1, в котором было отмечено, что Конституция не ограничивает предмет правового регулирования специального закона исключительно порядком разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов, указанных в пункте 8 статьи 62 Основного Закона. В него могут быть включены и другие вопросы правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе регулирования порядка разработки и принятия правовых актов, не являющихся нормативными. 

По информации Верховного Суда Республики, положения ряда решений Конституционного Совета относительно конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод, а также по вопросам судебной системы и отправления правосудия учтены в Конституционном законе от 31 июля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства», которым осуществлен переход к трехзвенной системе судопроизводства (нормативные постановления КС от 24 февраля 1997 года №1/2, от 5 июня 1998 года №3/2, от 29 марта 1999 года № 7/2, от 1 ноября 2000 года №19/2, от 5 августа 2002 года № 5, от 1 декабря 2003 года № 12,  от 14 апреля 2006 года № 1от 24 января 2007 года № 1 и др., послания КС от 23 июня 2008 года, от 16 июня 2015 года и от 16 июня 2016 года).   

Наряду с этим принят разработанный Верховным Судом новый Гражданский процессуальный кодекс и сопутствующий ему Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия».

Во исполнение протокольного решения Национальной комиссии по модернизации № 20-5 от 15 октября 2015 года Верховным Судом принято нормативное постановление от 15 января 2016 года № 1 «О праве доступа к правосудию и правомочиях Верховного Суда Республики Казахстан по пересмотру судебных актов», в котором установлено, что при реализации конституционного принципа о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод следует исходить из отмеченных разъяснений постановлений Конституционного Совета.    

Правовые позиции Конституционного Совета относительно дальнейшего повышения роли суда в защите прав и свобод личности в досудебном производстве (послания КС от 22 июня 2009 года и от 16 июня 2015 года) реализованы в новом Гражданском процессуальном кодексе путем расширения сферы применения примирительных процедур.    

В нормативном постановлении Конституционного Совета от 18 апреля 2007 года № 4 и послании Конституционного Совета от 16 июня 2015 года указано, что возможность рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей относится к числу закрепленных Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм реализации которых устанавливается законом.  

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия» от 31 октября 2015 года расширена сфера уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей посредством установления возможности рассмотрения уголовных дел дополнительно по некоторым составам преступлений (статья 631 УПК).   

За 8 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 36% увеличилось количество уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей (34 против 25).

Усилено взаимодействие судов с местными исполнительными органами по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели.

В постановлениях Конституционного Совета от 6 марта 1997 года № 3 и от 14 апреля 2006 года № 1 разъяснено, что необходимость создания специализированных судов обусловливается, как правило, факторами, связанными с оптимизацией судопроизводства, главным из которых является специализация судей, определяемая выделенной категорией дел. Подсудность специализированных судов должна быть установлена процессуальными законами с учетом специфических особенностей, сложности, общественной значимости, необходимости обеспечения быстрого и эффективного разрешения дел.  

В этой связи, обновленным ГПК предусмотрено значительное расширение подсудности специализированных межрайонных экономических судов, а также судов по делам несовершеннолетних. В значительной мере расширена (и детализирована) подсудность ювенальных судов.   

С 1 января текущего года впервые в Республике создано отдельное судопроизводство по инвестиционным спорам.   

В соответствии с Конституционным законом от 31 июля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства» в Верховном Суде организована специализированная судебная коллегия по рассмотрению инвестиционных споров. К ее правомочиям отнесено рассмотрение по правилам суда первой инстанции гражданских дел по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор, и пересмотр в апелляционном порядке судебных актов по инвестиционным спорам, отнесенным к подсудности суда города Астаны.

По информации Канцелярии Премьер-Министра, министерств юстиции и внутренних дел, в целях исполнения нормативного постановления Конституционного Совета  от  7 мая 2001 года № 6/2 «О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса «Байконур», статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» были внесены поправки в Соглашение между Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (3.10.2006 г.), исключившие уголовное преследование граждан Казахстана правоохранительными органами и судами Российской Федерации.  

Однако внесенные поправки не изменили порядок привлечения граждан Республики Казахстан к административной ответственности государственными органами Российской Федерации.

МВД РК в рамках Дорожной карты по совместному использованию комплекса «Байконур» на 2014-2016 годы во взаимодействии с правоохранительными органами Казахстана и России принимаются меры по урегулированию порядка привлечения граждан Казахстана к административной ответственности.

Во исполнение решения второго заседания Казахстанско-Российской  Межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» (далее – Межправительственная комиссия) МВД РК разработан проект нового Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» от 4 октября 1997 года (далее - Соглашение).

В проект внесены поправки в части реализации статьи 11 Соглашения о признании правоохранительными органами сторон решений судов о привлечении граждан к административной ответственности в виде ареста и исполнения наказаний в учреждениях государства в зависимости от гражданства привлеченного гражданина (содержание граждан Казахстана в спецприёмниках Представительства МВД РК в городе Байконур).  

Проект согласован с заинтересованными государственными органами Казахстана (ВС, ГП, МЮ, МФ).

26-27 ноября 2015 года в г. Москве состоялось третье заседание Межправительственной комиссии. Согласно протоколу ее заседания стороны договорились, что казахстанская сторона в трехмесячный срок в установленном порядке представит российской стороне предложения о применении административного законодательства в отношении граждан Республики Казахстан, проживающих на территории города Байконур.

В свою очередь, российская сторона после получения предложений казахстанской стороны должна в трехмесячный срок рассмотреть представленные предложения с участием заинтересованных органов  Российской Федерации (МЮ, МВД, ГП и другие).

Проекты Протокола и предложений были согласованы с заинтересованными госорганами и 20 февраля 2016 года внесены в Правительство Республики для их последующего направления на рассмотрение российской стороне.  

Поручением Первого заместителя Премьер-Министра РК от 9 марта 2016 года проекты Протокола и предложений 11 марта 2016 года были направлены российской стороне.

7 июля 2016 года состоялось четвертое заседание Межправительственной комиссии.

По итогам заседания российской стороне было поручено в месячный срок рассмотреть проекты предложений казахстанской стороны и Протокола.

Вместе с тем, российской стороной внесенные проекты были отклонены и предложено данный вопрос исключить из повестки дня Межправительственной комиссии.

В настоящее время казахстанской стороной рассматривается вопрос о дополнительных мерах по урегулированию вопроса о применении административного законодательства на комплексе «Байконур».

В целях реализации нормативного постановления Конституционного Совета от 29 апреля 2005 года № 3 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» разработана концепция законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения», которая 23 сентября 2016 года одобрена на 406-ом заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

Для разработки перечня заболеваний, связанных с экологическим бедствием в Приаралье, МЗСР проводит исследования по выявлению причинно-следственных связей заболеваний населения, проживающего в зоне экологического бедствия в Приаралье, согласно научно-технической программе «Комплексные подходы в управлении состоянием здоровья населения Приаралья». На реализацию указанной программы на 2014-2016 годы из республиканского бюджета выделено 317,0 млн. тенге.

Исследования по выявлению причинно-следственных связей заболеваний населения, проживающего в зоне экологического бедствия в Приаралье, будут завершены в конце 2016 года, поэтому Администрацией Президента согласована разработка законопроекта в 2017 году (резолюция Руководителя Администрации Президента от 9 июня 2014 года № 2338)

В реализацию нормативного постановления Конституционного Совета от 11 июня 2014 года № 2 «О проверке конституционности пункта 6 статьи 218 Гражданского кодекса (Общая часть) от 27 декабря 1994 года       № 268-XIII по представлению Карагандинского областного суда» Министерством юстиции разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства».     

По информации разработчика, законопроект исключает произвольную интерпретацию статьи 218 Гражданского кодекса, в частности, в ней предусматривается императивная норма о принятии судом решения о продаже с публичных торгов имущества при невозможности его раздела по соглашению сторон и в случае несоразмерности имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности.  

Для реализации данного механизма законопроектом в пункт 2 статьи 249 Гражданского кодекса вносится поправка, согласно которой продажа имущества с публичных торгов будет являться основанием принудительного отчуждения имущества у собственника.   

Законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента. 

После завершения законодательных процедур Верховным Судом планируется принятие соответствующего нормативного постановления.  

Рекомендация Конституционного Совета об уточнении предмета правового регулирования Закона «Об административных процедурах», а именно сконцентрировать его применение только на государственных органах, осуществляющих исполнительные функции (послание КС от 19 июня 2014 года № 09-3/1), находится на стадии исполнения.

В настоящее время МЮ разработан законопроект, который предварительно согласован со всеми государственными органами и его концепция одобрена 16 октября 2015 года на 378-м заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

Проекты Закона «Об административных процедурах» (в новой редакции) и сопутствующего к нему закона включены в проект Плана законопроектных работ Правительства на 2017 год.  

По информации Генеральной прокуратуры Республики (ГП), органами прокуратуры на постоянной основе принимаются законодательные, организационные и иные меры по обеспечению своевременной и полной реализации правовых позиций нормативных постановлений и рекомендаций (предложений) ежегодных посланий Конституционного Совета.    

Так, в реализацию рекомендаций Конституционного Совета (послания КС от 27 июня 2005 года и от 20 июня 2006 года) о необходимости финансового участия государства в возмещении имущественного вреда гражданам, пострадавшим от преступлений (пункт 2 статьи 13 Конституции), в новом УПК предусмотрено участие государства в компенсации ущерба, причиненного уголовным правонарушением, в случаях и порядке, установленных законом (часть 3 статьи 12 УПК), а также закреплена специальная статья 173 УПК «Фонд компенсации вреда потерпевшим».  

В настоящее время проекты Законов «О Фонде компенсации вреда потерпевшим» и «О внесении изменений и дополнении в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности Фонда компенсации вреда потерпевшим», разработанные Министерством финансов совместно с ГП, находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента.

По информации Комитета национальной безопасности, в текущем году КНБ совместно с заинтересованными государственными органами разработаны проекты Законов:

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», который подготовлен во исполнение поручений по итогам заседания Совета Безопасности от 10 июня 2016 года о выработке пакета законодательных инициатив в сфере противодействия терроризму и экстремизму, оборота, хранения и продажи оружия, в области регулирования миграции и религиозных объединений, в том числе направлен на усиление мер наказания за ряд террористических и экстремистских преступлений, усиление контроля за оборотом оружия, миграционными процессами;

«О контрразведывательной деятельности» и сопутствующий ему законопроект, направленные на урегулирование контрразведывательной деятельности на уровне законодательного акта, ее отграничение от оперативно-розыскной деятельности, регламентацию оснований и порядка проведения контрразведывательной деятельности, закрепление гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан при ее проведении и определение прокурорского надзора за законностью контрразведывательной деятельности.

КНБ полагает, что указанные законопроекты разработаны с учетом соответствующих нормативных постановлений Конституционного Совета и будут способствовать дальнейшему укреплению конституционной законности, повышению степени защищенности личности и общества, конституционного строя Республики Казахстан, а также позволят обеспечить национальную безопасность страны на должном уровне.

2. Вместе с тем, наряду с отмеченной общей положительной тенденцией, ещё не потеряли актуальности ряд ранее принятых решений и рекомендаций Конституционного Совета. В этой связи, обращается внимание на следующие вопросы:  

1) В послании Конституционного Совета от 12 июня 2013 года № 09-3/1 (со ссылкой на нормативное постановление КС от 20 декабря 2000 года № 21/2) было указано на необходимость определения в законах содержания понятий «государственные нужды», «исключительные случаи», «условия равноценного возмещения». Также было отмечено, что в законах не раскрыто понятие и не установлено различие терминов «изъятие» и «принудительное отчуждение», не определены четкие критерии признания случаев принудительного отчуждения имущества для государственных нужд исключительными.

В гражданское, банковское и иное законодательство не внесены соответствующие изменения и дополнения, за исключением некоторых изменений в Земельный кодекс. В дальнейшем совершенствовании нуждается и методика расчета, призванная обеспечить равноценное возмещение при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд.

2) В послании Конституционного Совета от 16 июня 2016 года №09-2/1 отмечено, что дальнейшее укрепление Государственной Независимости Республики Казахстан может осуществляться посредством:

постоянного упрочения конституционализма и режима конституционной законности, полной реализации ценностей Основного Закона, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции страны;

формирования и внедрения на основе научно определенных индикаторов эффективной системы всеобъемлющего конституционного мониторинга, заключающегося в анализе на предмет реализации конституционных ценностей действующего права и правоприменительной практики;

динамичной конституционализации правовой среды и обновления законодательства при повышении эффективности планов законопроектных работ, улучшения качества проектов законов, аналитической и прогностической оценки последствий их принятия, синхронизации издания законодательных актов и сопутствующих им подзаконных нормативных правовых актов;

эффективного использования предусмотренного статьей 78 Основного Закона по инициативе судов последующего конституционного контроля для усиления защиты конституционных прав и свобод граждан;

стимулирования должного конституционного правопонимания, правомерного поведения граждан, неприятия ими нарушений и злоупотреблений правом, воспитания конституционного патриотизма.

Сохраняют свою актуальность рекомендации Конституционного Совета государственным органам, включая органы правосудия, об их обязанности при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции, что вытекает из пункта 2 статьи 4 Конституции о высшей юридической силе и прямом действии норм Основного Закона.  

3) Не исполнено послание Конституционного Совета от 23 июня 2008 года № 09-6/1, в котором указывалось, что не реализована конституционная норма, наделяющая прокуратуру правом опротестовывать законы, противоречащие Конституции.   

4) Исходя из послания Конституционного Совета от 12 июня 2012 года необходимо законодательное раскрытие понятия «неприкосновенность частной жизни», на что постоянно обращают внимание правоохранительные и специальные государственные органы. 

Конституционный Совет полагает, что реализация вышеизложенного будет способствовать устойчивому и последовательному укреплению конституционализма, модернизации правовой системы, усилению гарантий прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию управления государством.