Важную роль в обеспечении конституционной законности играет Конституционный Совет. Его деятельность – надежная гарантия соответствия казахстанского законодательства духу и букве Основного Закона.
Н. Назарбаев

Дополнительные постановления и иные решения

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 17 апреля 2017 года №2 «О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан»

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя И.И. Рогова, членов Совета Н.В. Белорукова, А.К. Даулбаева,  В.А. Малиновского, A.M. Нурмагамбетова, У.М. Стамкулова, У. Шапак с участием:     

представителя Сената Парламента Республики Казахстан – Председателя Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента Республики Казахстан С.Б. Акылбая,   

представителя Правительства Республики Казахстан – заместителя Министра юстиции Республики Казахстан З.Х. Баймолдиной, 

представителя Верховного Суда Республики Казахстан – председателя судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан Е.Н. Абдыкадырова, 

представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – первого заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан И.Д. Меркеля,

представителя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – заместителя Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан М.О. Колкобаева, 

представителя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции – руководителя аппарата Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции С.К. Ахметжанова,

представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан – Посла по особым поручениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан С.М. Сейтимбетовой,  

представителя Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан – вице-Министра по делам религий и гражданского общества  Республики Казахстан Б.С. Арына, 

представителя Министерства внутренних дел Республики Казахстан – директора Юридического департамента Министерства внутренних дел Республики Казахстан С.В. Пономарева, 

представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан  –  руководителя Национального центра по правам человека С.Ж. Оспанова 

рассмотрел в открытом заседании вопрос о пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием  Закона  Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». 

Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета У. Шапак,  выступления участников заседания, представителей юридического сообщества – профессора кафедры теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, доктора юридических наук Ж.Д. Бусурманова и директора Научно-исследовательского института уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции Акционерного общества «Университет КАЗГЮУ», доктора юридических наук, профессора М.Ч. Когамова, проанализировав нормативные постановления Конституционного Совета и другие материалы конституционного производства,  Конституционный Совет Республики Казахстан

установил:

Законом Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (далее - Закон) внесены коррективы в Основной Закон страны. 

Конституционные поправки направлены на обеспечение верховенства Конституции Республики в системе действующего права и ее безусловное исполнение на всей территории страны, расширение перечня и повышение  уровня защищенности особо охраняемых конституционных ценностей, усиление конституционного контроля, а также уточнение  содержания, условий и пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Закреплена новая роль, расширены самостоятельность и ответственность Парламента и Правительства посредством перераспределения полномочий между высшими государственными органами, изменения порядка формирования Правительства и усиления парламентского контроля за Правительством, исключения законодательных  полномочий Президента Республики, а также передачи части компетенции   Главы государства Правительству, придан конституционный статус  должности Уполномоченного по правам человека.

Уточнены статусные начала Конституционного Совета, судебной системы, прокуратуры, органов местного государственного управления и самоуправления, внесены другие концептуальные изменения  в Основной Закон (пункт 3-1 статьи 2; пункт 3 статьи 4; пункт 2 статьи 10; пункты 2 и 3 статьи 39; пункт 2 статьи 41; подпункты 3), 8), 9), 10-1), 18) статьи  44; пункт 2 статьи 45; пункт 1   статьи 49; подпункт 3) статьи 53; подпункт 1-1) статьи 55; подпункт 6) статьи 57; пункт 2 статьи 61; пункт 2 статьи 64;  подпункты 1), 8) и 9-1) статьи 66; подпункт 4) статьи 67; пункт 1 статьи 70; пункт 2 статьи 72;  пункт 4 статьи 73; пункт 2 статьи 74; пункт 3 статьи 79; статья 81; пункт 1 статьи 83; пункт 5 статьи 86; пункт 4 статьи 87; пункты 2 и 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан).  

Конституционная реформа 2017 года стала закономерным этапом  на пути всесторонней и последовательной модернизации общества и государства.

Системный анализ Закона показывает, что в своей совокупности он  не только определяет содержание изменённых норм, но и в ряде случаев обновляет правовой смысл положений и норм Конституции, которые  не подверглись корректировке. Данное обстоятельство дает основание для выделения общих закономерностей и трендов конституционных преобразований и ориентиров в официальном толковании конституционных норм.

Всё это требует приведения в соответствие с обновленной Конституцией действующего права страны, включая нормативные постановления Конституционного Совета.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737                        «О Конституционном Совете Республики Казахстан» решение Конституционного Совета может быть пересмотрено им по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случае, если изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение.

В целях реализации Закона пунктом 7 Указа Президента Республики Казахстан от 13 марта 2017 года № 437 «О комплексе мер по реализации Закона Республики Казахстан от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» Конституционному Совету рекомендовано принять меры по пересмотру и приведению принятых им нормативных правовых актов в соответствие с Законом.

Конституционным Советом ранее определялись исходные начала работы по пересмотру  принятых нормативных постановлений.

Так, в нормативных постановлениях Конституционного Совета от 8 ноября 2007 года № 9, от 7 февраля   2008 года  № 1, от 24 сентября  2008 года № 7 и от 27 апреля 2011 года № 4 отмечалось, что отмене в целом подлежат те постановления, которые не согласуются с измененными и дополненными нормами Основного Закона. Отмене в части подлежат нормативные постановления Конституционного Совета, при исключении из которых отдельных, не соответствующих конституционным новеллам положений, не будут утеряны внутренние логика и взаимосвязь, содержательность и смысл толкования норм Конституции. Тем самым не изменяется предмет и не расширяются пределы правовых позиций, закрепленных в отменяемых в части итоговых решениях, при принятии которых были реализованы соответствующие конституционные полномочия Конституционного Совета.

Пересмотр нормативных постановлений Конституционного Совета не означает утраты юридической силы законов Республики Казахстан,  а также других правовых актов, связанных с названными нормативными постановлениями Конституционного Совета, либо возвращение актам, ранее признанным неконституционными,  юридической силы. При необходимости указанные законы и соответствующие правовые акты могут быть приняты, отменены, изменены и дополнены в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, статьями 31-33, подпунктом 1) пункта 1 и пунктом 3 статьи 36, пунктом 1 статьи 40, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

постановляет:

  1. Отменить в целом следующие нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан:

1.1. от 31 июля 1997 года № 3/4 «Об истолковании Постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» от 6 марта 1997 года»;

1.2. от 5 июня 1998 года № 3/2 «Об обращении Жамбылского областного суда «О признании части 2 статьи 280 и части 1 статьи 288 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях не соответствующими Конституции Республики Казахстан»;

1.3.  от 12 ноября 2001 года № 14/2 «Об официальном толковании подпункта 9) статьи 44 Конституции Республики Казахстан»;

1.4. от 5 августа 2002 года № 5 «О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»;

1.5.  от 19 ноября 2003 года № 11 «Об официальном толковании статьи 70 Конституции Республики Казахстан»;

1.6. от 26 июня 2008 года № 5 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 45, подпунктов 3) и 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан».

2. Отменить в части следующие нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан:

2.1. от 28 октября 1996 года № 6  «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в абзаце четвертом пункта 2 мотивировочной части цифру «10,»;

2.2.  от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1  статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан», исключив:

пункт 5 мотивировочной части;

пункт 5 постановляющей части;

2.3. от 4 декабря 1998 года № 13/2 «Об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в части норм, касающихся внесения Парламентом Республики Казахстан изменений и дополнений в Конституцию», исключив:

в абзаце третьем мотивировочной части слова «, который закрепляет, что «установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены»;

2.4. от 30 июня 1999 года № 14/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан», исключив:

абзацы четвертый  и пятый мотивировочной части;

абзац второй постановляющей части;

2.5. от 27 сентября 1999 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан», исключив:

абзацы седьмой, восьмой и девятый мотивировочной части;

пункт 3 постановляющей части;

2.6. от 31 мая 2000 года № 3/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в абзаце пятом мотивировочной части слова «Правительства и»;

2.7. от 3 июля 2000 года № 15/2 «Об официальном толковании подпункта 2) статьи 44, пункта 2 статьи 45, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в абзаце девятом мотивировочной части слова «, а также  объявлять рассмотрение проекта закона срочным»;

абзац десятый мотивировочной части;

в абзаце одиннадцатом мотивировочной части и в пункте 1 постановляющей части слова  «пункте 2 статьи 45,»;

в абзаце двенадцатом мотивировочной части слова  «пункта 2   статьи 45,»;

2.8. от 10 июля 2000 года № 14/2 «О представлении  Северо-Казахстанского областного суда о признании неконституционным  подпункта 3) части первой статьи 281 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях», исключив:

абзац десятый пункта 2 мотивировочной части;

2.9. от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан», исключив в пункте 2 мотивировочной части:

в абзаце втором слова «и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона»;

в абзаце третьем:

второе и четвертое предложения;

слова «и непосредственное применение»;

2.10. от 7 мая 2001 года № 6/2 «О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса «Байконур», статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур», исключив:

в абзаце четвертом пункта 2 мотивировочной части третье предложение;

в абзаце пятом пункта 3 мотивировочной части слова «, предусмотренные статьями 10-18 Конституции Республики, что в соответствии со статьей 39 Конституции Республики недопустимо»;

2.11. от 22 ноября 2001 года № 15/2 «О Конституционном законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», исключив:

абзац восьмой мотивировочной части;

2.12. от 13 декабря 2001 года № 19/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52, подпункта 4) пункта 1 статьи 72 и пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан», исключив:

абзац пятый пункта 3 мотивировочной части;

2.13. от 23 апреля 2003 года № 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в абзаце пятом пункта 1 мотивировочной части слова «, который закрепляет, что «установленные Конституцией унитарность  и территориальная целостность государства, форма правления Республики  не могут быть изменены»;

2.14. от 1 декабря 2003 года № 12 «Об официальном толковании статей 10 и 12 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в абзаце седьмом пункта 1 мотивировочной части слова «пункта 3 статьи 79 ,»;

в абзаце третьем пункта 2 постановляющей части слова «пунктом 3 статьи 79,»;

2.15. от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в абзаце втором пункта 3 мотивировочной части слова «и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона»;

2.16. от 27 февраля 2008 года № 2 «О проверке конституционности частей первой и четвертой статьи 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан по обращению Капшагайского городского суда Алматинской области», исключив:

в абзаце четвертом пункта 1 мотивировочной части второе предложение;

2.17. от 15 октября 2008 года № 8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления», исключив:  

в абзаце третьем пункта 1 мотивировочной части второе предложение;

2.18. от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков», исключив:  

в абзаце первом пункта 1 мотивировочной части слова «подпункт 6) статьи 57,» и «подпункт 3) статьи 53,»;

в абзаце первом пункта 7 мотивировочной части слова «подпункте 3) статьи 53,»;

2.19. от 6 марта 2013 года № 1 «Об официальном толковании норм пункта 8 статьи 62 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан», исключив:

в пункте 1 мотивировочной части:

в абзаце четвертом третье и четвертое предложения;

в абзаце пятом слова «, использованным в пункте 1 статьи 83,»;

в абзаце седьмом пункта 2 мотивировочной части слова  «, пунктом 2 статьи 45, подпунктами 3) и 4) статьи 53»;

в пункте 1 постановляющей части слова «и пункте 1 статьи 83» и  «, а используемое в пункте 1 статьи 83 Конституции понятие «другие правовые акты» включает в себя все иные акты, как носящие нормативный характер, так и не обладающие указанным признаком»;

2.20. от 16 мая 2013 года № 2 «Об истолковании Нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года № 8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления», исключив:  

в абзаце втором пункта 2 мотивировочной части:

цифру «9),»;

слова «, образовывать, упразднять и реорганизовывать центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства»;

слова «утверждать единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета республики; формировать подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию;»;

в абзаце четвертом пункта 2 мотивировочной части слова «и 8)»;

в абзаце восьмом пункта 3 мотивировочной части цифру «8),»;

2.21. от 15 мая 2014 года № 1 «Об официальном толковании подпункта 16) статьи 44 Конституции Республики Казахстан», исключив:  

абзац пятый мотивировочной части.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном совете Республики Казахстан» определить, что настоящее нормативное постановление не имеет обратной силы.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.

5. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель

Конституционного Совета

Республики Казахстан  И.И. Рогов