Важную роль в обеспечении конституционной законности играет Конституционный Совет. Его деятельность – надежная гарантия соответствия казахстанского законодательства духу и букве Основного Закона.
Н. Назарбаев

Выступления

Тезисы выступления члена Конституционного Совета Малиновского В.А. на расширенном заседании Научно-экспертного совета Ассамблеи Народа Казахстана, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан, 7 ноября 2016 г., г. Астана

1. В течение четверти века государственной независимости в Республике Казахстан верховной властью из года в год изо дня в день  осуществляется научно выверенная  государственная этнополитика. Она обеспечивает эффективное сочетание и функционирование народного, государственного и национального суверенитетов; она способствует соединению интересов государствообразующего этноса – казахов - с запросами всех других этносов, которые все вместе составляют народ Казахстана; она гарантирует безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина в качестве индивида, как представителя своего этноса и как укрепляющейся в своем единстве социальной общности под именем народ Казахстана.

На собственном опыте мы однозначно усвоили  жизненную необходимость таких первейших  ценностей и состояний как общественное согласие и политическая стабильность,  понимание друг друга, общая печаль и радость…

2. Сформирована и работает новая система действующего права, увенчанная  принятой на всенародном референдуме Конституцией. Ее консолидирующим духом и идеологией пронизаны законодательные и подзаконные акты.

Законодательство в сфере межэтничских отношений развивается  целенаправленно и комплексно, постоянно по нарастающей. Особо выделю несколько моментов: во-первых, все новеллы и векторы эволюции права востребованы нашим собственным опытом, они инициированы самой жизнью, приняты жизнью, в силу чего имеют широкую социальную поддержку; во-вторых, в них воплощены наши казахстанские ценности, помыслы граждан страны различной этнической принадлежности; в-третьих,  дух, идеи и положения международно-правовых актов включены в нашу правовую систему таким образом, что они  получают более эффективное развитие, обеспечивая бесконфликтное сочетание лучших  гарантий прав этносов с достижением их общих целей, предотвращая замкнутость этносов в своих ограниченных пространствах и открывая широкий простор для  света и свежего воздуха;   в-четвертых, а, возможно, и, во-первых, институциональная модель Ассамблеи народа Казахстана на основе казахстанского права и интегрированного в него международного права стимулирует новые сферы государственной этнополитики и методы деятельности государства и институтов гражданского общества.

3. В законотворчестве, правоприменении, научной и разъяснительной работе мы эксперты-профессионалы должны и дальше максимально использовать методологический потенциал новейших  документов, принятых в развитие Плана  Нации. Это  обновленный 27 октября 2015 г.  Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», а также утвержденные указами Президента РК от 28.12.15. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства и Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года). Это Патриотический акт "Мәңгілік ел", принятый на XXIV сессии АНК.

Именно в наших руках имеется полный интеллектуальный набор средств для того, чтобы детально раскрыть их новаторские дух, смысл, содержание и целевую направленность; показать развитие заложенных в них ценностей и средств реализации в динамике, увязав с достижениями и победами страны на пути всесторонней  модернизации и постепенного единения нации. Причем, разъяснять эти документы на крупных научных форумах либо в общении с «простыми» людьми необходимо с позиции именно разрешения в документах дискуссионных и острых для общественного сознания вопросов. То есть, использовать как отправные позиции  для последующего выхода на новые высоты. 

4. Этноотношения пронизывают все сферы нашей жизни, будь то культура, экономика, функционирование языков, благотворительность, медиация и другие, которые на сегодня входят в предметы ведения Ассамблеи. Точно так же Конституция Казахстана закрепляет базовые начала этнополитики в более широких общественных и государственных координатах. Судьбы Ассамблеи и Конституции неразрывны, в своем единстве являют собой важнейшие составляющие единой судьбы страны.

Стимулирование этнополитики выступает важной гарантией действия Конституции и процесса конституционализации. Утверждение Казахстана в качестве конституционного, демократического, светского, правового и социального   государства благотворно сказывается на сфере межэтнических отношений, на укреплении конституционного правосознания и конституционно-правомерного поведения. Естественно, при условии обеспечения справедливой жесткости к тем, кто допускает злоупотребление правом, сеет вражду, ненависть и  террор вне зависимости от того, в какую идеологическую обертку они облачены.

Поэтому, предпринимая  максимум усилий на этих обоих направлениях мы получим двойной и даже синергетический эффект.

5. Центральным стержнем общественного согласия и конституционализма является культура в самом широком ее наполнении. Некультурный, необразованный и невоспитанный  человек вряд ли может быть носителем передовых взглядов этнополитики. Он не станет и примером  конституционного патриотизма. Именно из этой категории молодежи  пополняются группы радикалов различных мастей. Некоторые чиновники и поставщики услуг, встают на путь упрощений в решении своих ведомственных задач, в том числе и посредством насаждения коллективной ответственности. Они не думают о том, что перекладывая чужие «грехи» на законопослушных людей (и принимая именно в отношении них принципиальность), своими действиями они порождают  сомнения у граждан в более правильном и выгодном соблюдении ими  персональных юридических обязанностей. То есть не стимулируют правомерное поведение. Подобных примеров из повседневной жизни, к сожалению,  немало.

Всем субъектам конституционно-правовых отношений необходимо руководствоваться ценностями, положениями, нормами и духом Конституции.

Буквально на днях я вернулся из Еревана с ежегодного международного форума, проводимого Венецианской комиссией Совета Европы и конференцией органов конституционного контроля стран новой демократии. В его рамках был учрежден «Международный аналитический центр «Конституционная культура». Целью Центра являются разработка и  реализация  программ, способствующих установлению  необходимого и достаточного уровня конституционной культуры в общественной жизни. Думаю, что такой широкий подход заслуживает внимательного изучения.  

6. Опять же для воплощения в жизнь ценностей Основного Закона требует пристального внимания уровень преподавания учебной дисциплины конституционное право и в ее рамках – конституционно-правовых основ казахстанской модели межэтнического и общественного согласия. Сказанное в полной мере относится и к максимально возможной, с учетом особенностей различных социальных групп, пропаганде ценностей, положений и норм Конституции. Причем это есть задача не только отдельных вузов либо юридического сообщества, но и в целом государства. Напомню, еще 04.05.2005 г. Президентом Республики был издан Указ «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан». Лидер Нации обязал принять меры по совершенствованию преподавания конституционного права Республики Казахстан в вузах и колледжах, а также по изучению и должному применению действующей Конституции РК сотрудниками правоохранительных органов. Сегодня, спустя одиннадцать лет, весьма целесообразно посмотреть на выполнение данного поручения Главы государства.

Уверен, что в преддверии празднования священного для каждого казахстанца 25-летия государственной независимости нашей Родины, мы все  прекрасно видим сложность и благородство предстоящей работы и осознаем свою высокую ответственность за ее результат.

Желаю всем коллегам новых успехов и побед.