Важную роль в обеспечении конституционной законности играет Конституционный Совет. Его деятельность – надежная гарантия соответствия казахстанского законодательства духу и букве Основного Закона.
Н. Назарбаев

Выступления

Выступление Председателя Конституционного Совета  Рогова И.И. на Международном  Стамбульском Конгрессе права, 18 октября 2016 года, г. Стамбул      

Обеспечение верховенства права – основная задача органов конституционного контроля,     

Уважаемые председательствующий, участники форума,

дамы и господа!   

Позвольте от имени Конституционного Совета Республики Казахстан приветствовать вас и выразить благодарность организаторам Форума за приглашение и прекрасную организацию работы. 

Проводимый впервые Международный Стамбульский Конгресс права дает нам прекрасную возможность для обмена информацией и опытом по самым разным вопросам, представляющим взаимный интерес. Надеюсь, что в будущем он станет признанной авторитетной площадкой по обсуждению актуальных юридических вопросов в контексте усиления международного правового сотрудничества и совершенствования национального законодательства.       

Повестка дня Конгресса очень насыщена и охватывает практически все отрасли права. Наша сессия посвящена конституционной юстиции, которая в силу ее функций всегда находится в «авангарде» событий, проводимых преобразований и призвана обеспечить поддержание в этих процессах режима конституционной законности.   

Основным трендом современного мирового развития является, прежде всего, глобализация, которая дает большие возможности и ресурсы для укрепления потенциала государств, объединения их усилий в достижении взаимовыгодных целей. Распространение экономических, политических и культурных процессов за пределы отдельных стран требует наличия адекватного правового регулирования, основывающегося на принципах уважения общепризнанных принципов международного права, взаимовыгодного сотрудничества, равноправия, с тем, чтобы был обеспечен баланс интересов сторон.      

В правовом пространстве принцип верховенства права как конституционная ценность определяет стратегические направления развития национальной правовой системы большинства стран, утверждающих себя демократическими и правовыми государствами, высшими ценностями которых являются человек, его жизнь, права и свободы. Вопросы его реализации волнуют прогрессивное человечество на протяжении многих веков. В 21-м столетии именно верховенство правового закона и в целом верховенство права признаются мировым сообществом в качестве важнейших признаков цивилизованного развития государства.       

Республика Казахстан с момента обретения независимости  целенаправленно проводит политику формирования и повсеместной реализации ценностей правового государства, которое основывается на соблюдении прав и свобод человека, верховенстве закона, высоком уровне правовой культуры, наличии развитого гражданского общества.

Конституция Казахстана, которая была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, установила прочную основу для развития действующего права в соответствии с общепризнанными идеями и постулатами конституционализма.         

В соответствии с ней в Казахстане конституционный контроль возложен на квазисудебный орган – Конституционный Совет. Занимая особое положение в государственном механизме, Конституционный Совет Республики следит за соответствием действующего права Основному Закону страны путем осуществления предварительного и последующего конституционного контроля. Принимаемые им нормативные постановления призваны служить правильной интерпретации принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений, что является гарантией устойчивого и стабильного развития государства. Правовые позиции Конституционного Совета играют главенствующую роль не только в восстановлении конституционности в соответствующих правоотношениях, но и выступают ориентирующими факторами в развитии текущего законодательства и формировании правоприменительной практики.

Не секрет, что в нынешнем столетии стабильность и безопасность государств, существующий в них правопорядок нередко подрывается терроризмом, религиозным экстремизмом, агрессивным сепаратизмом и другими формами международной преступности. Огромную опасность несут в себе попытки достижения некоторыми акторами своих целей посредством антиконституционных действий и решений, в том числе с применением оружия.      

В этой связи, государства принимают меры, направленные на защиту их национальных интересов от отмеченных и других угроз. Возникающие при этом коллизии нередко приходится решать органам конституционной юстиции, которые, с одной стороны, ориентируют развитие правовой системы, правотворчество и правоприменительную практику в направлении соответствия их основополагающим международным актам, в частности, современному пониманию прав и свобод человека и гражданина, с другой стороны, выступают своеобразным «хранителем» установленного конституционного порядка. Это связано с тем, что каждая национальная правовая система покоится на своих, присущих только ей принципах, является «продуктом» общества и, как следствие, отражает его особенности.  

Эти и другие вопросы в известной мере тесно связаны с принятыми в соответствующих государствах подходами к соотношению национального и международного права.    

Конституционный Совет Республики Казахстан с самого начала своей деятельности регулярно указывал на приоритет и высшую юридическую силу Конституции в национальной правовой системе, необходимость соответствия международных договоров Основному Закону страны. В своих решениях Конституционный Совет неоднократно обращал внимание, что основным правовым документом в государстве, регламентирующим поведение всех субъектов права, является Конституция Республики, имеющая высшую юридическую силу на территории Республики (пункт 2 статьи 4 Конституции).

Конституционный Совет Казахстана, как и Конституционный Суд Турецкой Республики, является членом Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных институтов, 3-й Конгресс которой прошел недавно в Индонезии. В итоговом документе встречи – Балийской декларации государства-участники вновь подтвердили, что конституционные суды и эквивалентные органы играют важную роль в гарантировании народного суверенитета и защите конституционных прав граждан от посягательств посредством своих действенных решений. Кроме того, они выразили сожаление о любых неконституционных и недемократических попытках, направленных на упразднение верховенства права и демократии в любой стране.   

Вопросы соотношения конституционных ценностей, в частности, прав человека и интересов национальной безопасности, обсуждались в конце сентября на  международной конференции, посвященной 25-летнему юбилею Конституционного Суда Республики Болгария.

Полагаем, что подобная коллизия возможна, но только в тех пределах, которые позволяют государству позиционировать себя как демократическое и правовое. Перед государствами стоит проблема обеспечения своих публичных интересов и поиска оптимального баланса в соотношении конституционных ценностей. Решение последней нередко возлагается на органы конституционного контроля, которые должны следить, в первую очередь, за соблюдением незыблемых конституционных принципов. В Конституции Казахстана, как и во многих других основных законах зарубежных стран, предусмотрены положения и права, не подлежащие ограничению ни при каких обстоятельствах, а также условия установления тех или иных правоограничений, которые могут быть введены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

В практике казахстанского органа конституционного контроля такие примеры имеются. Так, в порядке предварительного конституционного контроля Конституционный Совет дважды признавал неконституционными принятые Парламентом законы по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений. Признавая право государства на усиление правовой регламентации общественных отношений, возникающих в связи с реализацией права на свободу вероисповедания и деятельностью религиозных объединений и групп, Конституционный Совет указал на недостатки этих законов, которые ставят в неравные правовые условия лиц, исповедующих различные религии, что противоречит принципу равенства всех перед законом и недопустимости дискриминации.  

В 2004 году в таком же порядке Конституционный Совет признал не соответствующим Конституции Закон «О средствах массовой информации», который, по его мнению, нарушал положения пункта 1 статьи 20 Конституции Республики, гарантирующего свободу слова и творчества.  

 Современные темпы развития государств в контексте проводимых ими реформ порождают необходимость всеобщего осмысления идей и принципов конституционализма, степени их распространения и динамики реализации в национальном законодательстве, а также ставят новые задачи перед органами конституционной юрисдикции.  

Движение к правовому государству, приверженность к соблюдению прав и свобод человека в Казахстане приобрели устойчивый необратимый характер и национальная правовая система, в частности, конституционное право, постоянно совершенствуется адекватно происходящим в мировом правовом пространстве трансформациям и вызовам.          

В настоящее время в Казахстане ведется работа по практической реализации пяти институциональных реформ, обозначенных в прошлом году Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым. В их числе: формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; Нация единого будущего; транспарентное и подотчетное государство.   

В рамках предложенного Главой государства Плана Нации «100 шагов дальнейшего государственного строительства» принято более 50 законодательных актов, которые касаются вопросов транспарентности и подотчетности государственных органов, укрепления роли институтов гражданского общества, реформы правоохранительной и судебной систем и др. При формировании их концепций и содержания были учтены и решения Конституционного Совета.  

Завершая выступление, хотел бы отметить, что уважение к Основному Закону, приверженность идеям и принципам конституционализма, их повсеместное утверждение является залогом достижения тех высоких целей, которые стоят перед государством. Принимаемые меры должны подвергаться всеобъемлющему конституционному мониторингу на основе тех или иных целевых индикаторов, что позволит обеспечить эффективность проводимой правовой политики. 

В этом году на 106-й Пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы (Венецианской комиссии) был принят Контрольный список вопросов для оценки соблюдения верховенства права. Он призван обеспечить механизм оценки соблюдения верховенства права в конкретной стране с точки зрения ее конституционной и правовой структуры, действующего законодательства и судебной практики.  

В этом важном методологическом документе предусмотрены критерии, по которым можно определять так называемые показатели верховенства права. В их числе: законность, правовая определенность, предотвращение злоупотребления (превышения полномочий), равенство перед законом и недискриминация, доступ к правосудию и др. 

Так, критериями правовой определенности обозначены: доступность законодательства, решений судов, предсказуемость, стабильность и последовательность законов, отсутствие обратной силы закона, наличие принципа «нет преступления, нет наказания без указания об этом в законе», запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же преступление.  

В этой связи, необходимо глубокое изучение современных тенденций конституционализма как политико-правовой теории взаимодействия общества и государства, строящегося на основе соблюдения принципов верховенства права, суверенитета народа, гарантирования основных прав и свобод человека и гражданина, разделения властей, конституционного контроля законов и другие.  

Уверен, что сегодня будут высказаны немало интересных идей и рекомендаций по этим и другим вопросам.   

Благодарю за внимание. Желаю успешной работы.