Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя К.А. Мами, членов Совета А.К. Даулбаева,  В.А. Малиновского, И.Д. Меркеля, Р.Ж. Мукашева, А.А. Темербекова и У. Шапак, рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан К.К. Токаева о даче официального толкования пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан.

Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Республики Казахстан А.К. Даулбаева, изучив материалы конституционного производства, заключения государственных органов, заключение эксперта – доктора юридических наук, профессора К.Ж.Балтабаева, проанализировав международный опыт, законодательство и практику отдельных зарубежных стран, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:  Президент Республики Казахстан направил обращение в Конституционный Совет Республики Казахстан о даче официального толкования пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан.В обращении поставлены следующие вопросы: «Обязывают ли конституционные положения пункта 2 статьи 15 Конституции Республики устанавливать в уголовном законе смертную казнь за все предусмотренные в них преступные деяния? Возможна ли с позиции конституционных требований к кругу преступлений, за которые может применяться исключительная мера наказания, ратификация Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, с допускаемой им оговоркой?».

При толковании рассматриваемой нормы Основного Закона применительно к предмету обращения Конституционный Совет исходит из следующего.

1. Конституция Республики Казахстан и международные акты признают право на жизнь в качестве основной ценности демократического общества, определяют его главенствующий статус и устанавливают обязательства государства по гарантированию данного права для всех людей без каких бы то ни было различий (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие).

Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республики человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства.

Пункт 2 статьи 15 Основного Закона предусматривает, что никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании

Конституционный Совет в нормативном постановлении от 30 января 2003 года № 10 разъяснил, что при толковании пункта 2 статьи 15 Конституции следует исходить из смысла и контекста этой нормы в структуре Конституции, расположенной в Разделе II «Человек и гражданин». Норму об исключительной мере наказания следует считать ограничительной, поскольку она распространяется лишь на особо тяжкие преступления, а не на преступления иной степени тяжести. Конкретные составы особо тяжких преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, определяются уголовным законодательством. При этом за особо тяжкие преступления в законе могут быть установлены и иные, кроме смертной казни, наказания.

Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» пункт 2 статьи 15 Конституции был изложен в следующей редакции:

«2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.».

Конституционная реформа коснулась лишь сферы применения смертной казни, которая была значительно сужена – вместо особо тяжких преступлений предусмотрено установление данного вида наказания только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Это дает основание полагать, что изложенные правовые позиции Совета сохраняют свою юридическую силу и должны применяться с учетом изменений в круге уголовно-наказуемых деяний, за которые устанавливается высшая мера наказания.

Конституционный Совет считает, что положения пункта 2 статьи 15 Конституции в части установления смертной казни за указанные в нем преступные деяния необходимо рассматривать во взаимной связи с нормой подпункта 1) пункта 3 статьи 61 Основного Закона, в соответствии с которым Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц. Данные полномочия, включающие определение категорий уголовных правонарушений, преступности и наказуемости деяний исходя из степени их общественной опасности и криминогенной ситуации в стране, охватывают и вопросы установления смертной казни за преступления, перечень которых определен в Конституции.С учетом этих факторов высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть, в рамках конституционных требований и только в уголовном законе может определять необходимость установления смертной казни за преступления, предусмотренные в пункте 2 статьи 15 Основного Закона, в том числе сужения их круга. Это подтверждается и практикой развития уголовного законодательства страны, в котором не за все деяния, указанные в Конституции, устанавливалась смертная казнь.

2. В международном праве четко выражена тенденция к отмене смертной казни. Как равноправный член мирового сообщества Казахстан с самого начала учитывает ее при создании внутригосударственного права. В стратегических и программных документах уголовная политика была нацелена на ограничение числа преступлений, за совершение которых предусматривается смертная казнь.Об этом свидетельствуют введение пожизненного лишения свободы как ее альтернативы, моратория на исполнение смертной казни в 2003 году, существенная гуманизация уголовной политики посредством конституционной реформы 2007 года с последующим приведением в соответствие с ней уголовного законодательства, укрепление процессуальных гарантий при рассмотрении уголовных дел данной категории и другие. Таким образом, в Казахстане смертная казнь в течение довольно длительного времени не исполняется, что означает наличие сформировавшегося устойчивого правового режима неприменения исключительной меры наказания.

Очередной этап в последовательной реализации данного курса ознаменовало подписание Республикой Казахстан 23 сентября 2020 года Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни (далее – Второй Факультативный протокол).

В статье 1 данного международного акта сказано, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции.

Пункт 1 статьи 2 Второго Факультативного протокола закрепляет, что не допускается никаких оговорок к настоящему Протоколу, за исключением оговорки, сделанной в момент ратификации или присоединения, которая предусматривает применение смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2020 года № 756 на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики внесен проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни», согласно которому предполагается ратификация данного международного акта со следующей оговоркой:

«Республика Казахстан в соответствии со статьей 2 Второго Факультативного протокола оставляет за собой право применения смертной казни в военное время после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.».

В нормативном постановлении Конституционного Совета от 18 мая 2006 года №2 отмечено, что ратификация международного договора является одним из способов выражения государством своего согласия на обязательность для него международного договора. В случае ратификации, Казахстан берет на себя обязательство привести в соответствие с Вторым Факультативным протоколом Уголовный кодекс и иные законы Республики.

Конституционный Совет считает, что положения пункта 2 статьи 15 Конституции в части круга уголовных правонарушений, за совершение которых может быть установлена смертная казнь, не являются препятствием для ратификации Второго Факультативного протокола. Законодатель в рамках Конституции и предоставляемой ею дискреции вправе с учетом сделанной оговорки принять законодательные меры по гармонизации уголовного закона с требованиями пункта 1 статьи 2 данного международного акта.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан», пунктами 4-1 и 13 Регламента Конституционного Совета Республики Казахстан, применительно к предмету обращения, Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:

1.Пункт 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что Парламент Республики Казахстан вправе в обозначенных его конституционными положениями рамках определять в уголовном законе конкретный перечень преступлений, за совершение которых устанавливается смертная казнь, и, при необходимости, сокращать круг входящих в него преступных деяний.

2.Нормы пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан не препятствуют ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, с допускаемой им оговоркой, и гармонизации уголовного законодательства с положениями пункта 1 статьи 2 данного международного акта.

3.В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.

4.Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.