Начало создания института конституционного контроля в Казахстане связано с внесением в 1989 году дополнения в Конституцию Казахской ССР, предусматривающего учреждение Комитета конституционного надзора, который, однако, не был создан. Позднее Конституционным законом Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан» было установлено, что высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан. Этот орган был избран Верховным Советом Республики 2 июля 1992 года и осуществлял конституционный контроль по октябрь 1995 года.

Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, завершила важный период реформирования государственных органов независимого Казахстана, утверждающего себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Раздел шестой Конституции содержит основополагающие нормы, учреждающие конституционный контроль в Республике, осуществление которого возлагается на Конституционный Совет. Он не входит в судебную систему, является государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции Республики как Основного Закона государства на всей территории Казахстана.

Конституционный Совет состоит из семи членов. Председатель и два члена Совета назначаются Президентом Республики, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента сроком на шесть лет. Половина членов Совета обновляется каждые три года. Кроме того, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

На основе Конституции 1995 года Конституционный Совет был сформирован в феврале 1996 года. 

Правовой основой организации и деятельности Совета являются Конституция и Конституционный закон от 29 декабря 1995 года № 2737  «О Конституционном Совете Республики Казахстан». Согласно конституционному статусу Совет при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов.

Конституция Республики установила круг полномочий Конституционного Совета, включающий: решение в случае спора вопроса о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума; рассмотрение до подписания Президентом принятых Парламентом законов на их соответствие Конституции Республики; рассмотрение до ратификации международных договоров Республики на соответствие их Конституции; официальное толкование норм Конституции; дачу заключений в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции. 

Конституционное производство может быть возбуждено только по обращениям Президента Республики Казахстан, Председателей Палат Парламента, не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра.

В число субъектов обращения в Конституционный Совет не входят граждане Республики. Их конституционные права и свободы могут быть защищены в судах общей юрисдикции, а в Конституционном Совете в случаях и в порядке, установленных статьей 78 Конституции, согласно которой если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. 

В развитии института конституционного контроля важную роль сыграли проведенные в стране конституционные реформы. 

В 2007 году в предмет проверки Конституционного Совета были включены принятые Парламентом и его Палатами постановления. 

В порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан в 2008 году в Конституционный закон о Конституционном Совете были внесены дополнения, согласно которым рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, содержащиеся в решениях Конституционного Совета, подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами с обязательным уведомлением Конституционного Совета о принятом решении. Тем самым придан определенный императивный характер рекомендациям Конституционного Совета.

Следуя этой тенденции, проведенная в 2017 году конституционная реформа расширила круг полномочий Конституционного Совета. 

Президент Республики отказался от своего права по внесению возражений на решение Конституционного Совета.
Усилен последующий конституционный контроль путем наделения Главы государства правом направления обращений в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики. Такое право связывается интересами защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства.  

Введен обязательный предварительный конституционный контроль за внесением поправок в  Основной Закон страны. Они могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики только при условии дачи положительного заключения Конституционным Советом. 

Институт конституционного контроля в Казахстане развивается поэтапно в ответ на глобальные перемены. Пример Казахстана подтверждает, что выполнение функции конституционного контроля способствует обеспечению единства и согласованного взаимодействия ветвей единой государственной власти, укреплению конституционной законности, защите прав и свобод человека и гражданина.