15.05.2018

Выступление
Председателя Конституционного Совета
Республики Казахстан К.А. Мами
на международной конференции
«Конституция в эпоху глобальных перемен
и задачи конституционного контроля»

 

15 мая 2018 г.                                            г. Санкт-Петербург 

Созидательная роль конституционного контроля в смене эпох

Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Позвольте от имени Конституционного Совета Республики Казахстан приветствовать участников настоящей конференции и выразить благодарность Конституционному Суду Российской Федерации и лично Председателю за приглашение на конференцию и прекрасную организацию ее работы.
Данная конференция посвящена актуальной теме. 
В эпоху глобальных перемен, защита высших конституционных ценностей - прав и свобод человека  приобретает особую значимость для мирового правового сообщества. 
Масштабы и скорость этих перемен проверяют на прочность тот баланс содержания прав человека, который ранее был достигнут национальными правовыми системами.
Нарастание правовых коллизий, международных кризисов и военных конфликтов приводит к процессам, выходящим за рамки правового поля.
Вопросы, с которыми все чаще сталкиваются национальные правозащитные институты, требуют определенных ограничений ранее «неприкасаемых» прав и свобод.
В эпоху перемен в успешном государственно-правовом регулировании этих процессов особое место отводится органу конституционного контроля.
В Казахстане эту роль выполняет Конституционный Совет Республики Казахстан, который в соответствии с Основным Законом поддерживает равновесие между защитой прав и свобод человека и их ограничением. И с момента своего образования Конституционный Совет Казахстана успешно справлялся с этой ролью, - не раз отменял различные нормы, которые носили дискриминационный характер, ограничивали свободу совести, нарушали конституционные принципы равенства граждан перед законом. Он также осуществлял  решающее влияние на  правоприменительную практику с целью обеспечения соразмерности и обусловленности ограничения прав и свобод конституционным принципам.
Глобальные перемены не проходят мимо нашей страны. Эти веяния требуют модернизации общества и их освоения средствами правового воздействия. 
С этой целью в Казахстане в 2017 году была проведена конституционная реформа, затронувшая огромный массив действующего права страны. Были уточнены содержание прав и свобод человека и гражданина, условия и пределы их ограничения, перераспределены полномочия между ветвями власти, а также расширен перечень конституционных ценностей и укреплены гарантии их неприкосновенности.
Изменения и дополнения в Конституцию страны в ряде случаев обновляют правовой смысл положений и норм Конституции, которые не подверглись корректировке.
Все это потребовало приведения в соответствие с обновленной Конституцией действующего права страны, включая нормативные постановления Конституционного Совета.
Движение по пути модернизации нашего общества в эпоху глобальных перемен отражает необходимость развития демократического устройства общества и государства. 


Эта цель может быть достигнута при условии четкого и неукоснительного соблюдения Конституции. Особая роль в этом процессе отводится институту конституционного контроля.


Органы конституционного контроля призваны обеспечивать точное и последовательное проведение в жизнь Конституции, усиливать ее роль как Основного Закона страны и главного гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан.
Мировая практика неуклонно подтверждает важность конституционного контроля. Нередко принимаются акты, несоответствующие Конституции, возникают спорные ситуации в сфере ее применения. Решение таких проблем находится в компетенции органов конституционного контроля, которые должны обеспечить надлежащую реализацию конституционных принципов и исключить любые посягательства на законность.
В эпоху глобальных перемен особую значимость приобретает вопрос расширения полномочий органов конституционного контроля. Эта тенденция четко прослеживается в Казахстане. 


Законом от 21 мая 2007 года в предметы ведения Конституционного Совета были включены принятые Парламентом и его Палатами постановления.
В 2008 году в порядке законодательной инициативы Президента Республики в Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» были внесены дополнения, согласно которым рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, содержащиеся в решениях Конституционного Совета, подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами с обязательным уведомлением Конституционного Совета о принятом решении. Тем самым придан определенный императивный характер рекомендациям Конституционного Совета.
Следуя этой тенденции, проведенная 10 марта 2017 года конституционная реформа расширила круг полномочий Конституционного Совета. 
Президент Республики отказался от своего права по внесению, возражений на решение Конституционного Совета. Усилен последующий конституционный контроль правовым механизмом предоставления Главе государства возможности в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направлять обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики.
Введен обязательный предварительный конституционный контроль за внесением правок в  Основной Закон до вынесения на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при условии дачи положительного заключения Конституционным Советом об их соответствии требованиям неизменности независимости государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики, заложенных Главой государства.  
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что институт конституционного контроля в Казахстане развивается поэтапно как ответ на глобальные перемены. Пример нашей страны подтверждает, что выполнение функции конституционного контроля способствует обеспечению единства и согласованного взаимодействия ветвей единой государственной власти в соответствии с системой сдержек и противовесов, усилению конституционной законности в законодательном процессе, защите закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.