15.03.2018

Казахстанская правда от 15 марта 2018 г.
Меркель И.Д. 


Под надежной защитой государства


Государство способно обеспечить защиту своих граждан не только на просторах родины, но и далеко за ее пределами.

Под надежной защитой государства


Это сладкое слово «гражданство»
Статья 11 Основного закона нашей страны первым пунктом гласит: «Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами республики» – и вторым пунктом закрепляет: «Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Каждый из этих пунктов обозначает и конкретных его блюстителей – первый, предусматривающий воп¬росы экстрадиции, находится в компетенции Генеральной прокуратуры РК, второй, о защите наших граждан за рубежом, касается Министерства иностранных дел. 
Эти положения закрепляют право гражданина на гарантированную защиту со стороны государства и напрямую связаны с понятием «гражданство», определяющим устойчивую политико-правовую связь человека с государством, совокупность их взаимных прав и обязанностей. Таким образом, гражданство является главным правовым фактором, который в первую очередь принимается во внимание при решении вопроса о выдаче, не исключая вместе с тем уголовного преследования за деяния, предусмотренные в запросе иностранного государства. Стоит отметить, что положение о запрете выдачи собственных граждан было заложено только в действующей Конституции Республики. Эта же норма содержится и в Законе «О гражданстве». 
Детальные же вопросы отказа от выдачи казахстанских граждан прописаны в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. В частности, здесь прямо оговаривается, что не допускается выдача казахстанского гражданина, в отношении которого поступил запрос об экстрадиции, если меж-дународным договором страны с запрашивающей стороной не предусмотрена выдача собственных граждан. 
Экстрадиция и осуществление уголовного преследования в отношении граждан стран СНГ регулируются Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22 января 1993 года. Кроме того, на данный момент наша страна имеет договоры о выдаче более чем с 20 государствами, в числе которых, помимо стран СНГ, 8 стран Европы и 7 азиатских государств. Казахстан уже давно присоединился к Всеобщей декларации прав человека, ратифицировал, помимо Минской, и Кишиневскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. 
Строго в рамках законности
Согласно международным документам, государства обязаны выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Исключение из этого правила составляют собственные граждане. 
Как пояснил член Конституционного совета Республики Казахстан Иоган Меркель, для выдачи должны быть совершенно конкретные условия.
– Если иностранное государство преследует гражданина за совершенные на его территории деяния и добивается его экстрадиции, то в первую очередь мы должны понять, есть ли подобное уголовное преступление в нашем Уголовном кодексе. Если подобного в нашем уголовном законодательстве не наблю¬дается, то мы имеем полное право отказать в выдаче, – аргументирует Иоган Меркель.
Отказ также возможен, продолжает член совета, в случае потенциального вреда для государственной безопасности или суверенитета. Играет роль даже срок лишения свободы. Если он не превышает один год, то тут возникают чисто технические причины: процесс экстрадиции достаточно долгий, переговоры и переписки могут затянуться на месяца, и тогда срок отбытия наказания кончится быстрее, чем сама процедура выдачи. И еще одно условие: в выдаче иностранного гражданина может быть отказано, если на родине его могут ждать пытки или даже смертная казнь. 
– Мы воздерживаемся от выдачи иностранных граждан государствам, где к ним, скорее всего, будут применены тяжкие, скажем так, виды наказания. Вплоть до смертной казни. Существует Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и в ней есть оговорка, что страна не обязана выдавать человека, если правонарушитель с большой вероятностью подвергнется там пыткам. Соответствующая норма есть и в УПК, – разъясняет член совета. – Как вариант, мы можем обратиться к запрашивающей стороне с просьбой гарантировать неприменение к гражданину смертной казни или жестокого обращения. Если они соглашаются, а они должны пойти навстречу, если заинтересованы в возврате, мы экстрадируем человека. Либо им придется отказаться от требования по выдаче. В таком случае правоохранительные органы той страны присылают нам детали соответствующего уголовного дела для осуществления уголовного преследования уже на нашей территории. И если есть соответствующая статья в отечест¬венном Уголовном кодексе, то провинившийся будет отбывать наказание согласно нашим реалиям. Тут уже вступает в действие принцип «Аut dedere, аut judicare («либо выдай, либо накажи»).
Но ситуации бывают разные, а договора с какой-то конкретной страной может и не быть вовсе. И тут, поясняет Иоган Давидович, в действие вступает другой принцип – принцип взаимности, предусмотренный уже Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Ее суть состоит в том, что две договорившиеся стороны на основе взаимного соглашения оказывают друг другу помощь или удовлетворяют просьбы друг друга о выдаче на основе взаимности.
– В принципе, и Казахстан, и любая другая страна могут выдать запрашиваемого преступника и без какого-либо соглашения в этой области. Достаточно лишь уведомить госорганы соответствующей страны об уголовном преступлении, предоставить доказательства, но обязательно упомянуть, что на условиях взаимности мы вам можем в последующем оказать такую же услугу, – объясняет член Конс¬титуционного совета РК. – Если обратиться к статистике, то ежегодно порядка 100 лиц вы¬даются иностранным государствам и примерно такое же количество экстрадируется в Казахстан. 
Но тут опять-таки играет роль, как, во-первых, «встретят» выданного на родине, – при подозрении на возможное применение пыток в выдаче будет отказано, а во-вторых, не нанесет ли подобный акт взаимности ущерба казах¬станской государственности или безопасности.
По собственному желанию
Кстати сказать, не всегда само государство стремится вернуть на родину своего преступившего закон гражданина, тем более если он уже осужден на территории другой страны. А вот сам виновный вполне может выразить желание отбывать срок в родной стране. В отличие от экстрадиции, когда мнение и желание подозреваемого не спрашивается, право передачи основывается на, можно сказать, добровольных началах, когда инициатива исходит от самого заключенного, но при этом не противоречит определенным условиям. Помимо казахстанцев, осужденных к лишению свободы за рубежом, право на возвращение в свою страну имеют и граждане Республики Казахстан, к которым судами иностранных государств за преступления, совершенные за рубежом, применены принудительные меры медицинского характера. 
Порядок реализации гражданами РК права на отбытие наказания на родине детально изложен в Уголовно-процессуальном кодексе, где обозначены механизм и условия передачи осужденных лиц, отбывающих наказание за рубежом. 
– Это достаточно частое явление, когда осужденный за границей гражданин изъявляет желание продолжить отбывать срок уже у себя на родине. В таком случае нам приходит уведомление от страны, где был осужден гражданин, присылается приговор, и мы смотрим, возможно ли его адаптировать к нашему законодательству. Если да, то Генпрокурор вносит представление, а суд назначает наказание в пределах санкции статьи, которая есть в нашем Уголовном кодексе. Аналогичная ситуация с иностранцами, отбывающими наказания в нашей стране. Здесь играет немаловажную роль и экономический фактор – ведь любой стране выгоднее передать иностранца в его страну, чем содержать за государственный счет. Да и какой интерес держать у себя лишний криминальный элемент? – комментирует Иоган Меркель. – Тем более что, как известно, дома и стены помогают, и родные рядом, и знакомая языковая среда, и менталитет. Так что это по-своему значительный акт гуманизма, помогающий дальнейшей ресоциализации. 
При этом в УПК РК и международных договорах предусмотрены основания для отказа в приеме наших граждан. К примеру, из-за невозможности исполнения приговора в Казахстане в связи с существенным несоответствием сроков наказания, невозмещения причиненного ущерба и так далее.
Автор:
Елена Левкович
10:52, 15 Марта 2018

http://www.kazpravda.kz/articles/view/pod-nadezhnoi-zashchitoi-gosudarstva/