Уважаемые депутаты!

 

О тенденциях и необходимости укрепления конституционной законности в стране говорится в Послании Главы государства Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Вопросы послания вписываются в общий текст правовой политики Государства и характеризуют уровень реализации норм и принципов Конституции. В начале выступления позвольте отметить, что направленное вам Послание не может в силу объективных причин полностью отразить состояние конституционной законности в стране.

Обеспечение конституционной законности является комплексной и многоуровневой задачей. За состояние конституционной законности ответственны все ветви власти, правоохранительные и местные госорганы, общественно-политические институты, а также граждане республики. Деятельность Конституционного совета охватывает только отдельную, основную часть такой ответственной сферы, как жизнь общества и государства. Компетенция Конституционного Совета, установленная статьей 72, статьей основного Закона, позволяет служить Конституции Республики, рассматривая на соответствие ей нормы, законодательства и давая официальное толкование ее нормам.

При принятии итоговых решений Конституционный Совет формулирует свои правовые позиции и стремится учитывать демократические перспективы развития государства и национального права. Такой подход к деятельности Совета обусловлен тем, что сама Конституция является актом долговременного действия.

Уважаемые депутаты, Конституционным Советом в 2003 году дано описание толкования отдельным конституционным нормам. В ряде постановлений Конституционного Совета нашли свое решение вопросы, имеющие особое значение в развитии нашей политической системы, определения правовых позиций государства.

Так, Конституционный совет в Постановлении, принятом 23 апреля 2003 года, указал, что "земельные участки, предоставляемые иностранным государствам для размещения дипломатических представительств, сохраняются в собственности государства Казахстан".

Изложенная позиция Совета имеет важное значение в укреплении территориальной целостности и неотчуждаемости территорий республики.

В Постановлении от 1 декабря 2003 года, разъясняя нормы Конституции, Совет указал на "неприемлемость по Республике Казахстан множественного, а также, в том числе, двойного гражданства". "Если гражданин Республики Казахстан приобретает гражданство другого государства, то за ним с этого момента не сохраняется гражданство Казахстана. Гражданство считается недействительным, если его приобретает иностранец, не прекращая одновременно гражданство иного государства". В этой связи хотелось бы обратить внимание субъектов законодательной инициативы на необходимость проведения в соответствии с нормами Конституции, законодательства и заключаемых Республикой, международных договоров.

До подписания Президентом Республики Конституционным Советом был рассмотрен на соответствие Конституции Республики "Земельный кодекс", направленный Главой государства, который признан конституционным и подписан Главой государства и уже действует.

По обращению Верховного суда в Конституционный Совет рассмотрел и признал "не противоречащими Основному Закону страны" ряд статей Уголовного и Уголовно-Процессуального кодексов Республики. Предметами конституционного производства были вопросы, касающиеся ответственности лиц "ранее или два раза и более судимых за хищения либо вымогательства".

Принимая свои решения на основе Конституции, Конституционный Совет стремился обеспечить понимание подлинного содержания конституционных принципов и положений. Осуществляя конституционное производство по поступившим положениям, Совет руководствовался основополагающими принципами Конституции, закрепленными в пункте 2 статьи 1 Конституции РК. Принятые постановления Конституционного Совета в целом направлены на укрепление общественного согласия, политической стабильности и экономического развития на благо народов Казахстана.

Одним из принципиальных положений при принятии Конституционным Советом постановлений была норма Конституции о том, что "решение наиболее важных вопросов в государственной жизни Республики осуществляется демократическим методом".

По обращениям, поступившим в 2003 году, приняты нормативные постановления Совета, среди которых о соответствии Конституции Закона, принятого Парламентом до подписания Президентом, "Об официальном толковании норм Конституции". Ряд этих постановлений требует внесения изменений в действующее законодательство для приведения его в соответствие с Конституцией РК, а также в целях исполнения итоговых решений Совета.

Должен заметить, что инициаторами большинства обращений были депутаты Парламента. Поступившие от депутатов обращения и принятые по ним постановления имеют важное значение в регулировании конституционных отношений в Республике.

Предметами конституционного производства были вопросы отдельных отраслей права. Так Советом рассмотрены обращения, касающиеся конституционно-правовых, гражданско-правовых отношений, отношений, возникших в уголовно-процессуальном праве, земельном праве, а также других отраслях права.

Анализ исполнения постановлений Конституционного Совета свидетельствует о том, что правовые позиции не всегда своевременно учитываются в законодательной и правоприменительной деятельности. Конституционный Совет полагает, что при прохождении правовой экспертизы проектов законов, вносимых в Парламент, необходимо обязательно обращать внимание на соответствие их постановлениям Конституционного Совета. В целях укрепления Конституционной законности в стране следовало бы провести анализ реализации норм, предусматривающих конституционную ответственность, а также законодательств, устанавливающих ответственность за несоблюдение норм Конституционных законов Республики. На основании полученных данных предлагаем разработать предложения по законодательному урегулированию названных отношений.

В текущем законодательстве республики имеются пробелы по вопросам ответственности, предусмотренной в отсылочных нормах закона. Так, например, статья 11 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного Закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", устанавливает "независимость Председателя и членов Совета и подчинение их только Конституции и названному Указу. Какое-либо вмешательство в их деятельность, а также оказание давления или иного воздействия на них, в какой бы то ни было форме, не допускается и влекут ответственность по закону". В настоящее же время в действующем законодательстве ответственность за названные действия не предусмотрена, следовательно, норма статьи 11 Указа не обеспечена юридической гарантией.

В предыдущем Послании Совет обращал внимание на необходимость внесения изменений и дополнений в Указ Президента РК, имеющего силу Конституционного Закона "О Конституционном Совете Республики Казахстан". Восьмилетний опыт работы Совета - изменений и дополнений, внесенных в Конституцию Республики, - дает основание пересмотреть отдельные положения этого нормативно-правового акта и дополнить новыми нормами, направленными на улучшение деятельности Конституционного Совета.

Конституционный Совет полагает, что для обеспечения Конституционной законности деятельности правоохранительных органов необходимо "усиление координации взаимодействия этих органов, направленных на обеспечение прав человека, улучшение состояния конституционной законности в правоохранительной системе страны".

Одним из важных показателей конституционной законности, отмечено в Послании, является обеспечение избирательных прав граждан. Совет обратил внимание на нарушения, допущенные в ходе выборов в местные представительные органы Республики. Полагаем, что внесенные изменения и дополнения в Конституционный Закон "О выборах в Республике Казахстан" позволят улучшить состояние конституционной законности в избирательном процессе. Вместе с тем, хочу сказать, что обеспечить честные и прозрачные выборы можно только в том случае, если все участники избирательного процесса будут неукоснительно соблюдать нормы Конституции и выборного законодательства.

В целях укрепления конституционной законности в стране следовало было бы провести анализ реализации норм, предусматривающих конституционную ответственность, и на основании полученных данных разработать соответствующие предложения.

Деятельность Конституционного Совета открыта для общества, его итоговые решения принимаются, следуя основным принципам и нормам процессуального права, открыто, гласно, с участием представителей сторон конституционного производства с предоставлением им права выступления, а также с последующим официальным опубликованием постановлений.

Конституционная законность, как критерий демократического государства, играет важную роль в построении правового государства, поэтому конституционная законность должна быть приоритетной в деятельности всех государственных органов, должностных лиц, общественных институтов и граждан республики. В направленном Послании Совета отражено, как было отмечено выше, общее состояние конституционной законности в стране. Она носит рекомендательный характер и, согласно законодательствам, принимается Парламентом к сведению. 

 

                                                                           Председатель Конституционного Совета

 Республики Казахстан