Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 июля 1999 года № 16/2 «О соответствии Закона Республики Казахстан «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных» Конституции Республики Казахстан»

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Кима Ю.А, членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д. с участием представителей:

Главы государства – Донакова Т.С., первого заместителя заведующего государственно-правовым отделом Администрации Президента Республики;

Парламента Республики Казахстан: Белоглазова А.В. – члена комитета Сената по вопросам регионального развития и местному самоуправлению, Елкина К.Ф. – главного эксперта Аппарата Мажилиса;

Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики – Елюбаева К.О., начальника отдела охотничьих ресурсов,

рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан о проверке конституционности Закона Республики Казахстан «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных».

Изучив имеющиеся материалы, заслушав сообщение докладчика Омарханова К.А., выступления представителя субъекта обращения и приглашенных участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан

 

УСТАНОВИЛ:

 

1. Проект Закона «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных» был внесен в Мажилис 29 сентября 1998 года группой депутатов Парламента Республики. Закон был принят Парламентом 24 июня 1999 года и представлен на подпись Главе государства 1 июля 1999 года.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Президент Республики 19 июля т.г. направил в Конституционный Совет обращение о рассмотрении вышеупомянутого Закона на предмет соответствия Конституции Республики.

2. Анализ норм Закона «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных» выявил несколько аспектов, на которые Конституционный Совет обратил внимание, проверяя его соответствие Конституции Республики.

Первое – соответствие части второй статьи 3 Закона пункту                 1 статьи 6 Конституции Республики в части определения собственников на редких и исчезающих видов животных, находящихся в неволе или полувольных условиях.

Второе – конституционность возникновения права собственности на этих видов животных.

3. Конституция Республики, используя в пункте 3 статьи                         6 понятие «животный мир», не раскрывает его. Трактовка этого понятия дается в действующем законодательстве.

Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» к животному миру относятся все дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы постоянно или временно на суше, в воде, атмосфере и почве.

Именно такой правовой смысл необходимо вкладывать в понятие «животный мир» в контексте пункта 3 статьи 6 Конституции. Более широкая трактовка будет выглядеть некорректной и приведет к тому, что человек, гражданин, а также иной субъект, кроме государства, не сможет иметь в собственности животных, например, домашнего вида.

В связи с изложенным представляется, что собственность на животных, отнесенных к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, содержащиеся в неволе или полувольных условиях, не охватывается правовым смыслом соответствующей нормы пункта 3 статьи 6 Конституции Республики, и, значит, предполагает наличие как государственной, так и частной ее форм.

Вместе с тем, часть вторая статьи 3 Закона «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных» устанавливает, что животные, отнесенные к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, содержащиеся в неволе или полувольных условиях, являются собственностью юридических и физических лиц. Однако необходимо отметить, что эти животные могут содержаться также и государственными юридическими лицами, которые не обладают правами собственности, а признаются лишь субъектами права оперативного управления или права хозяйственного ведения (статьи 192, 196 и 202 Гражданского кодекса Республики (общая часть). Согласно же части второй статьи 3 вышеупомянутого Закона государство в этом случае не может быть собственником редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, содержащихся в неволе и полувольных условиях.

В этом Конституционный Совет усматривает нарушение требований пункта 1 статьи 6 Конституции Республики, устанавливающей признание в равной степени государственной и частной собственности, а также равным образом их защиту.

4. Из пункта 2 статьи 6 Конституции Республики и пунктов 1 и                  2 статьи 188 Гражданского кодекса (общая часть) следует, что право собственности может возникнуть только на законных основаниях.

Однако право собственности на редких и исчезающих животных, находящихся в неволе или полувольных условиях, рассматриваемый Закон связывает только лишь с фактом их содержания в установленном порядке (часть вторая статьи 3). При этом в указанной норме игнорируется принцип законности, так как сам факт содержания этих животных не является юридически обеспеченным основанием законного обладания имуществом.

Таким образом, Конституционный Совет Республики Казахстан считает, что Закон Республики Казахстан «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных» противоречит требованиям пунктов 1 и 2 статьи 6 Конституции Республики.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом                       2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 и статей 32, 33 и 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона,                «О Конституционном Совете Республики Казахстан» Конституционный Совет Республики Казахстан

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Закон Республики Казахстан «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных», принятый Парламентом Республики Казахстан 24 июня 1999 года и поступивший на подпись Президенту Республики Казахстан 1 июля 1999 года, признать не соответствующим Конституции Республики Казахстан.

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.