Нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 27 марта 1998 года №1/2 

 

 

Конституционный Совет Республики Об обращении Президента Республики Казахстан «О соответствии Конституции Республики представленного на подпись Гражданского кодекса Республики Казахстан (ОСОБЕННАЯ часть), принятого Парламентом Республики Казахстан 4 февраля 1998 годаКазахстан в составе председателя Совета Кима Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г. и Шопина В.Д. с участием:

представителя Президента Республики Казахстан Донакова Т.С.- заведующего отделом по вопросам законодательства и судебной системы Администрации Президента Республики,

представителей Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан депутатов Пригодина В.И. и Котова А.К.

рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан о соответствии Конституции Республики Гражданского кодекса Республики Казахстан (особенная часть).

Заслушав докладчика - члена Совета Темирбулатова С.Г., представителей Президента Республики Казахстан Донакова Т.О., Мажилиса и Сената Парламента Республики депутатов Пригодина В.И. и Котова А.К. и ознакомившись с заключениями эксперта - доктора юридических наук, профессора Маковского А.Л. и специалистов - доктора юридических наук, профессора Сарсембаева М.А. и кандидата юридических наук, доцента Испаевой Г.Б., а также другими материалами по данному обращению, Конституционный Совет Республики Казахстан

установил:

 

В Конституционный Совет Республики 2 марта 1998 года поступило обращение Президента Республики Казахстан о рассмотрении на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Гражданского кодекса (особенная часть).

Изучив содержание Гражданского кодекса (особенная часть), поступившие по запросу Конституционного Совета материалы, заключения эксперта и специалистов, выслушав представителей Президента Республики Казахстан и Палат Парламента Республики, Конституционный Совет находит, что в целом Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) соответствует нормам Конституции.

Вместе с тем, Конституционный Совет Республики Казахстан считает, что отдельные нормы раздела 7 «Международное частное право» Гражданского кодекса (особенная часть) не соответствуют нормам Конституции Республики.

Так, пункт 3 статьи 1085 Гражданского кодекса (особенная часть) устанавливает, что «Применение нормы иностранного права не может быть ограничено лишь на том основании, что данная норма имеет публично-правовой характер». Из содержания и смысла этой нормы Гражданского кодекса в изложенной редакции следует, что на территории Республики Казахстан возможно безусловное применение норм публичного права иностранного государства. Указанная норма Гражданского кодекса, регламентирующего частноправовые отношения, противоречит пункту 1 статьи 4 Конституции, согласно которому, к действующему праву Республики нормы иностранного права не отнесены, а нормы международных договорных и иных обязательств страны являются действующим правом только при условии их ратификации Республикой. Это положение подтверждено Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года N 6 «Об официальном толковании пункта                          1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан».

Изложенная редакция пункта 3 статьи 1085 Гражданского кодекса предусматривает вторжение норм иностранного публичного права в публично-правовые отношения Казахстана, тем самым допускает возможное ущемление своего суверенитета в публично-правовых отношениях.

Статья 1094 «Реторсии» Гражданского кодекса Республики Казахстан содержит норму, которая предусматривает, что «Правительством Республики Казахстан могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Казахстан». Данная норма Гражданского кодекса в изложенной редакции противоречит двум конституционным нормам, закрепленным в пункте 1 статьи 39 и подпункте 1) пункта 3 статьи 61 Основного закона Республики.

Пункт 1 статьи 39 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами, следовательно, установление ответных ограничений в отношении прав граждан других государств Правительством, как это предусматривает статья 1094 Гражданского кодекса, противоречит названной конституционной норме.

Кроме того, статья 1094 Гражданского кодекса, предоставляя право Правительству Республики вводить ответные ограничения в отношении прав граждан и юридических лиц иностранных государств, не соответствует требованиям подпункта 1) пункта 3 статьи                            61 Конституции Республики, в соответствии с которой «Парламент вправе издавать законы, которые…устанавливают основополагающие нормы, касающиеся: правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц.». Статья 1094 Гражданского кодекса противоречит также конституционному принципу разделения властей, закрепленному в пункте 4 статьи 3 Конституции Республики.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом                       2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 и статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона,                                      «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

 

постановил:

 

1. Пункт 3 статьи 1085 Гражданского кодекса Республики Казахстан (особенная часть), принятого Парламентом Республики Казахстан 4 февраля 1998 года и представленного на подпись Президенту Республики 11 февраля 1998 года, признать не соответствующим пунктам 1 и 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан.

2. Статью 1094 Гражданского кодекса (особенная часть) признать не соответствующей пункту 4 статьи 3, пункту 1 статьи 39 и подпункту 1) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Конституции Республики Казахстан и пунктом 1 статьи 39 Указа Президента Республики, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» законы, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны и введены в действие.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики, имеющего силу конституционного закона,                                   «О Конституционном Совете Республики Казахстан».