Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан  от 24 февраля 2015 года № 2 «Об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан»

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Рогова И.И., членов Совета Бахтыбаева И.Ж., Белорукова Н.В., Жаилгановой А.Н., Малиновского В.А., Нурмагамбетова А.М., Стамкулова У.М. с участием:

представителя субъекта обращения - депутата Сената Парламента Республики Казахстан Кима Г.В.,

представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Сарпекова Р.К.,

представителя Правительства Республики Казахстан - заместителя Министра юстиции Республики Казахстан Баймолдиной З.Х.,

представителя Верховного Суда Республики Казахстан - Председателя надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Казахстан Касимова А.А.,

представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Кравченко А.Н.,

представителя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан - члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Сарсембаева М.А.,

представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан - Руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А.,

президента Республиканского общественного объединения «Юристы за справедливые выборы» Копабаева О.К.

рассмотрел в открытом заседании обращение Председателя Сената Парламента Республики Казахстан Токаева К.К. об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.

Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Республики Казахстан Белорукова Н.В., выступления участников заседания, проанализировав заключения экспертов: Абайдельдинова Е.М. - доктора юридических наук, профессора кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева; Айтхожина К.К. - доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного и международного права Гуманитарного университета транспорта и права имени Д.А. Кунаева; Бусурманова Ж.Д. - доктора юридических наук, профессора кафедры теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева; Ударцева С.Ф. - директора Научно-исследовательского института правовой политики и конституционного законодательства Казахского гуманитарно-юридического университета, доктора юридических наук, профессора, ознакомившись с другими материалами конституционного производства, изучив законодательство и практику ряда зарубежных стран, Конституционный Совет Республики Казахстан

установил:

 В Конституционный Совет Республики Казахстан 19 февраля 2015 года поступило обращение Председателя Сената Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.

При даче толкования данной конституционной нормы субъект обращения просит ответить на следующие вопросы:

«1. Содержит ли норма пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан безусловное право Президента Республики Казахстан назначить внеочередные президентские выборы?

2. Предусматривает ли Конституция Республики Казахстан какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов?».

Проанализировав нормы Основного Закона применительно к предмету обращения, Конституционный Совет исходит из следующего.

1. В Республике Казахстан единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий (пункты 1-3 статьи 3 Конституции).

Данные конституционные положения закладывают политико-правовые начала целостной системы народовластия для последующего закрепления и регулирования в Основном Законе отношений непосредственной и представительной форм демократии, статуса гражданина Республики Казахстан, включая его право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также предназначения, порядка формирования, функций, компетенции и ответственности высших государственных органов Республики, их взаимоотношений в механизме сдержек и противовесов.

Президент Республики выступает единственным персонифицированным высшим представителем народа Казахстана, избираемым совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Тем самым выборы Президента Республики являются формой наделения его верховной властью в государстве. По их итогам Глава государства получает мандат на руководство Казахстаном, представление народа и его интересов внутри страны и в международных отношениях.

Являясь Главой государства, его высшим должностным лицом, Президент Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конституция Республики Казахстан закрепляет статус всенародно избранного Президента как символа и гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возлагает на него обязанность обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом (статья 40).

Решения и действия Президента Республики, в том числе назначение и проведение внеочередных президентских выборов, должны быть направлены на достижение целей и обеспечение ценностей, сформулированных в Преамбуле и Разделе I «Общие положения», а также других положениях и нормах Конституции. В их числе основополагающие принципы деятельности Республики - общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте (пункт 2 статьи 1).

2. Нормами статьи 41 Основного Закона системно регламентированы правовые начала организации и проведения президентских выборов. В своей совокупности и взаимодействии с другими конституционными нормами они определяют принципы избрания Главы государства, регулируют деятельность субъектов избирательного процесса, обеспечивая в целом функционирование системы народовластия на выборах Президента Республики.

Пунктом 3-1 статьи 41 Конституции предусмотрено, что внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом. Внеочередные выборы Главы государства проводятся вне установленного пунктом 3 статьи 41 Основного Закона срока и они прямо связаны с решением Президента Республики. Их назначение не имеет правовых ограничений, зафиксированных в Конституции.

Таким образом, назначение внеочередных президентских выборов в соответствии с пунктом 3-1 статьи 41 Основного Закона входит исключительно в компетенцию Президента Республики. Это конституционное правомочие не обременено какими-либо условиями и ограничениями и реализуется Главой государства единолично.

3. Согласно пункту 3 статьи 41 Конституции и статье 51 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (далее - Конституционный закон о выборах) очередные выборы Президента Республики не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента. Это позволяет разграничить по времени президентские и парламентские выборы и, тем самым, предотвратить дисбаланс государственной власти и обеспечить проведение полноценных избирательных кампаний.

Поэтому совпадение сроков проведения очередных президентских и парламентских выборов может являться одним из конституционных оснований для назначения внеочередных выборов Президента.

Пункт 3-1 статьи 41 Конституции, создающий правовую основу для назначения внеочередных президентских выборов, не содержит правила о недопустимости совпадения по срокам этих выборов с выборами нового состава Парламента, передавая решение вопроса о порядке и сроках проведения внеочередных президентских выборов на уровень конституционного закона.

Конституционный закон о выборах, в свою очередь, определяет, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом для очередных выборов Президента» (статья 66-1). То есть, Конституционный закон о выборах не вводит существенных особенностей в порядок проведения внеочередных выборов Президента Республики и на них, как и на очередные президентские выборы, должны распространяться общие правила, регулирующие избирательный процесс.

Из сохраняющего в настоящее время юридическую силу нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 19 августа 2005 года № 5 «Об официальном толковании пунктов 1 и 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Казахстан» следует, что пункты 1 и 3 статьи 41 Основного Закона носят общий характер и относятся ко всем случаям выборов Главы государства.

Таким образом, правила, установленные в Конституции, едины для всех выборов Президента Республики, независимо от того, являются они очередными или внеочередными. Правовая природа, порядок проведения и правовые последствия очередных и внеочередных выборов Президента Республики в целом идентичны и отличаются лишь субъектами назначения выборов и сроками их проведения.

Исходя из системного анализа указанных конституционных норм, их официального толкования в названном нормативном постановлении Конституционного Совета и конституционно-правового смысла статьи 66-1 Конституционного закона о выборах, принимая во внимание их логическую связь и сопряженность с общими положениями и принципами Конституции, Конституционный Совет полагает, что правило пункта 3 статьи 41 Конституции, не допускающее совпадения по срокам очередных выборов Президента Республики с выборами нового состава Парламента, распространяется и на внеочередные президентские выборы и это обстоятельство должно учитываться при их назначении.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

постановляет:

1. Норму пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан следует понимать таким образом, что Президент Республики Казахстан имеет исключительное право единолично назначать внеочередные президентские выборы.

2. Конституция Республики не предусматривает какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов.

При принятии решения о назначении таких выборов подлежит учету предусмотренное пунктом 3 статьи 41 Конституции Республики Казахстан правило о недопустимости совпадения по срокам выборов Президента Республики с выборами нового состава Парламента Республики Казахстан.

3. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.