Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 22 ноября 2001 года N 15/2 «О конституционном Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

 

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А  и Шопина В.Д. с участием представителей:

субъекта обращения - Министра юстиции Республики Казахстан Рогова И.И., вице-Министра юстиции Котлова А.Н.;

Сената Парламента Республики Казахстан - депутата   Жусупова Б.Г.;

Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутата Сисинбаева Т.М.;

Министерства финансов Республики Казахстан - вице-Министра финансов Коржовой Н.А.

рассмотрел в открытом заседании обращение Премьер-министра Республики Казахстан о соответствии Конституции Республики Казахстан Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», принятого Парламентом Республики Казахстан на совместном заседании его Палат 18 октября 2001 года.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчиков - членов Конституционного Совета Акуева Н.И. и Шопина В.Д., выступления участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан

 

установил:

 

В Конституционный Совет Республики Казахстан 13 ноября  2001 года поступило обращение Премьер-министра Республики Казахстан с просьбой рассмотреть Конституционный закон  «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» на предмет соответствия его Конституции Республики.

Рассмотрев обращение Премьер-министра, Конституционный Совет пришел к выводу, что данный Конституционный закон по ряду положений процессуального и содержательного характера не соответствует Конституции Республики.

Так, этот законодательный акт вносит в действующий Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ряд дополнений, введение в действие которых потребует увеличение государственных расходов:

- статья 25 дополнена пунктом 3 следующего содержания:                       "3. Депутат Парламента может иметь штатных помощников и помощников, работающих на общественных началах";

- статья 29 дополнена пунктом 3 устанавливающим, что при Парламенте Республики могут быть образованы научно-консультативный совет и печатный орган;

- статья 30 дополнена нормой «3-1. Для осуществления депутатских полномочий в избирательных округах местным исполнительным органом депутату предоставляется служебное помещение и автотранспорт на период командировки».

Реализация приведенных норм, по заключению Правительства и Министерства финансов Республики, потребует увеличения расходов как республиканского, так и местных бюджетов.

Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 61 Конституции Республики проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. При внесении группой депутатов в Мажилис Парламента проекта рассматриваемого Закона Правительством на него дано отрицательное заключение от                           21 сентября 2000 года №13-4/8021.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный Совет считает, что указанные дополнения приняты с нарушением требований пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

Конституционный Совет также усматривает в принятом Парламентом Законе нормы, противоречащие Конституции по своему содержанию. Так, норма рассматриваемого Закона о том, что депутат Парламента может иметь штатных помощников (подпункт 2) пункта 10) противоречит подпункту 9) статьи 44 Конституции Республики и постановлению Конституционного Совета от 12 ноября 2001 года №14/2 «Об официальном толковании подпункта 9) статьи                               44 Конституции Республики Казахстан». В частности, этим постановлением разъяснено, что окончательное решение об объеме и условиях денежного обеспечения деятельности работников соответствующих органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета, принимает Президент Республики на основе определения общей штатной численности этих органов, установления реестров должностей и перечней категорий государственных служащих.

Кроме того, в статье 2 этого Закона предусмотрено «В пункте                   3 статьи 8 слова «его компетенцию» заменить словами «компетенцию этих лиц». Из этой нормы следует, что должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на сессии принято решение Парламента или его Палат, обязаны прибыть в Парламент и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в их компетенцию.

Однако, согласно пункту 4 статьи 3 Конституции государственная власть в Республике едина и осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Из этого вытекает, что каждая из ветвей власти наделена определенными полномочиями. Конституция Республики устанавливает исчерпывающий перечень полномочий Парламента, его Палат и не допускает их расширения, иначе как путем внесения изменений и дополнений в Конституцию. Эта норма изложена в постановлении Конституционного Совета от 15 октября 1997 года №17/2 «Об официальном толковании статей 53-57 Конституции Республики Казахстан, устанавливающих полномочия Парламента и его Палат». Следовательно, исходя из своих конституционных полномочий, Парламент вправе обязать должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления дать необходимые пояснения лишь по вопросам, входящим в его (Парламента) компетенцию.

Статьей 8 принятого законодательного акта пункт 3 статьи                        19 действующего Конституционного закона дополнен словами «, за исключением случаев, когда Президент Республики обращается в Конституционный Совет о соответствии принятого Парламентом закона Конституции». Данное положение не соответствует подпункту 2) пункта 1 статьи 72 Конституции, согласно которому Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции по обращению не только Президента Республики, но и по обращениям Председателей Сената и Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, что также влечет приостановление срока подписания закона.

Таким образом, рассматриваемый Закон не соответствует Конституции Республики Казахстан и согласно пункту 1 статьи   74 Конституции не может быть подписан и введен в действие.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и подпунктом 2) пункта  1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

 

постановляет:

 

1. Признать Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», принятый Парламентом Республики 18 октября 2001 года, неконституционным.

2. Названный Закон, согласно пункту 1 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, не может быть подписан и введен в действие.

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.