Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 апреля 1997 года № 6/2 «О представлении Ленинского районного суда города Караганды о признании неконституционным пункта 2 статьи 33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной службе»

 

В абзаце четвертом мотивировочной части предложение: «Возраст государственного служащего не должен превышать шестидесяти лет, а в исключительных случаях - шестидесяти пяти лет.» исключено Нормативным постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 апреля 2011 года № 4 «О пересмотре некоторых решений Конституционного Совета Республики Казахстан».

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе: Председателя Конституционного Совета Кима Ю.А. и членов Конституционного Совета Акуева Н.И., Ихсанова У.К.,Мамонова В.В., Сабикенова С.Н., Темирбулатова С.Г., Шопина В.Д., с участием

представителя Президента Республики Казахстан Машимбаева Н.С.,

специалиста - заведующего кафедрой Казахского государственного национального университета им.Аль-Фараби, кандидата юридических наук Абайдельдинова Т.М.,

рассмотрел 16 и 21 апреля 1997 года в открытом заседании представление Ленинского районного суда г.Караганды о признании неконституционным пункта 2 статьи 33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной службе» от 26 декабря 1995 года.

Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Акуева Н.И., выступления представителя Президента Республики казахстан Машимбаева Н.С., специалиста Абайдельдинова Т.М., заведующего Отделом по вопросам законодательства и судебной системы Администрации Президента Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А., а также ознакомившись с заключением эксперта Макалкина В.И., Конституционный Совет,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Конституционный Совет Республики Казахстан поступило представление Ленинского районного суда г.Караганды, подписанное его председателем Камзабаевым К., о признании неконституционным пункта 2 статьи 33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной службе». Поводом к обращению явилось рассмотрение в суде искового заявления гражданина Сартаева С.К. о незаконном отказе аппаратом акима Карагандинской области в начислении ему доплаты за квалификационный класс, надбавки за выслугу лет как государственному служащему. Сартаев С.К. работает в акимате Карагандинской области помощником акима по военным вопросам, являясь пенсионером по Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении военнослужащих начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей».

В соответствии со ст. 57 указанного закона пенсия выплачивается ему полностью, независимо от других видов дохода или заработка.

Ленинский районный суд г. Караганды усмотрел, что содержащаяся в пункте 2 статьи 33 Указа «О государственной службе» норма о нераспространении действия этого Указа на лиц, ранее вышедших на пенсию, а также пенсионеров, состоящих на государственной службе на момент вступления в силу Указа, ущемляет права граждан, закрепленные в Конституции Республики Казахстан. При этом суд обосновывает свою позицию ссылками на нормы Конституции Республики Казахстан: статьи 14 – о равенстве всех перед законом и судом и статьи 24 – о праве на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

При анализе пункта 2 статьи 33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной службе» от     26 декабря 1995 года Конституционный Совет исходит из следующего.

Пункт 4 статьи 33 Конституции Республики Казахстан гласит, что граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.

Пункт 2 статьи 33 Указа «О государственной службе» устанавливает, что действие Указа не распространяется на лиц, ранее вышедших на пенсию, а также пенсионеров, состоящих на государственной службе на момент вступления его в силу.

Лица, ранее вышедшие на пенсию, не являлись государственными служащими, поскольку такая категория работников впервые введена в законодательство анализируемым Указом. Что касается пенсионеров, состоящих на государственной службе на момент вступления в силу Указа и на которых не распространяется его действие, их служебная деятельность регулируется трудовым законодательством Республики Казахстан.

Нераспространение действия названного Указа на лиц, ранее вышедших на пенсию, а также пенсионеров, состоящих на государственной службе на момент вступления его в силу, нельзя рассматривать как нарушение принципа равенства граждан перед законом и недопустимости дискриминации (статьи 14 и 24 Конституции), так как указанное ограничение установлено в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 33 Конституции Республики Казахстан, которые конкретизируются в текущем законодательстве. Таким образом, пункт 2 статьи 33 Указа «О государственной службе» не ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать пункт 2 статьи 33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной службе» соответствующим Конституции Республики Казахстан.

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона,        «О Конституционном Совете Республики Казахстан».