Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 июня 2007 года № 7 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя Рогова И.И., членов Совета Абишева X.А., Балтабаева К.Ж., Белорукова Н.В., Бычковой С.Ф., Нурмагамбетова А.М., Стамкулова У.М. с участием:

представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Рустемова Н.Т.,

представителя Сената Парламента Республики Казахстан - депутата Сената Парламента Республики Казахстан Ахметова К.,

представителя Правительства Республики Казахстан - вице-министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д.Р.,

представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.,

представителя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан - заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Фооса В.К. рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Нурмагамбетова А.М., выступления участников заседания, изучив материалы конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан

 

установил:

 

В Конституционный Совет Республики Казахстан 7 июня 2007 года поступило обращение, подписанное 47 депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан, об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (далее - Закон).

Поводом для обращения послужило принятие Закона, которым внесены изменения и дополнения в Конституцию республики, касающиеся взаимоотношений между органами государственной власти, порядка их формирования и ряда других вопросов.

Субъект обращения просит дать официальное толкование норм Конституции, определяющих полномочия Парламента и его палат, порядок их формирования с учетом положений пункта 1 статьи 2 Закона, предусмотрев при этом ответы на следующие вопросы:

1) дает ли Конституция Республики Казахстан возможность нынешнему составу Парламента республики приобрести и реализовать новые конституционные полномочия, и если дает, то в какой части и обеим ли палатам Парламента;

2) вправе ли Мажилис Парламента в целях ускоренного введения в действие новых соответствующих норм Конституции самостоятельно объявить о самороспуске, а если нет, то вправе ли Глава государства использовать свое конституционное полномочие по роспуску Мажилиса Парламента;

3) будет ли роспуск Мажилиса Парламента действующего созыва основанием для введения в действие норм Конституции, устанавливающих и предусматривающих возможность установления нового порядка наделения полномочиями таких должностных лиц, как депутаты Парламента, что предусмотрено статьей 2 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». И если да, то наделяется ли новыми конституционными полномочиями Парламент республики после избрания Мажилиса Парламента четвертого созыва и начала работы первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва».

В ходе заседания Конституционного Совета представитель субъекта обращения в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 и подпунктом 1) пункта 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» заявил устное ходатайство с просьбой разъяснить: «вправе ли действующий состав Сената выполнять функции Парламента Республики Казахстан по принятию конституционных законов и законов в период отсутствия Мажилиса, если полномочия Мажилиса прекратятся досрочно?».

При толковании норм Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.

1. Законом внесены, наряду с другими, изменения и дополнения в нормы Конституции, предусматривающие новый порядок формирования палат Парламента, увеличение численности их депутатов, изменения в полномочиях Парламента и его палат.

Так, устанавливаются процедуры назначения Президентом Премьер-Министра с согласия Мажилиса Парламента, выражения Мажилисом и Парламентом вотума недоверия Правительству, закрепляется правомочие Сената по выполнению функций Парламента республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.

Статьи 2 и 3 Закона содержат нормы, определяющие порядок введения в действие указанных положений Конституции. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Парламент Республики Казахстан и его палаты приобретают предусмотренные для них конституционные полномочия после истечения срока полномочий Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва.

Данная норма устанавливает время приобретения Парламентом и его палатами новых конституционных полномочий, предоставленных им Законом, - момент истечения срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва. До наступления указанного момента приобретение и реализация Парламентом и его палатами новых прав и обязанностей исключаются. Это относится также и к новому порядку наделения полномочиями должностных лиц, введение в действие которого предусмотрено по мере истечения или прекращения срока их полномочий (пункт 2 статьи 2 Закона), если процедура замещения таких должностей включает участие Парламента или его палат (дача согласия, назначение, избрание).

Изложенное свидетельствует, что приобретение Парламентом и его палатами новых конституционных полномочий Закон связывает с истечением срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва. Следовательно, при действующем составе Мажилиса Парламента, как Парламент в целом, так и его палаты не могут приобрести и реализовать новые полномочия ни в какой части.

2. Из содержания пунктов 2 и 3 статьи 49, подпункта 5) статьи 55 и статьи 63 Конституции следует, что истечение срока полномочий Мажилиса Парламента возможно при следующих обстоятельствах: окончание конституционного срока полномочий; досрочное прекращение полномочий при роспуске Парламента или Мажилиса Парламента.

Пунктом 2 статьи 49 Конституции республики установлено, что «полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва».

На основании данного конституционного положения полномочия Мажилиса Парламента третьего созыва начались со дня открытия его первой сессии - 3 ноября 2004 года (Указ Президента Республики Казахстан от 1 ноября 2004 года № 1465 «О созыве первой сессии Парламента Республики Казахстан третьего созыва») и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового (четвертого) созыва.

Досрочное прекращение полномочий Мажилиса Парламента возможно вследствие роспуска Парламента или Мажилиса Парламента. Так, в пункте 5 статьи 52 Конституции указано, что «полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случаях роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента». Из изложенного вытекает, что роспуск Парламента или Мажилиса Парламента означает досрочное прекращение полномочий депутатов Парламента в целом либо Мажилиса Парламента.

В соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 63 Конституции Президент республики вправе распустить Парламент или Мажилис Парламента при соблюдении обязательной конституционной процедуры - проведение консультаций с председателями палат Парламента и Премьер-Министром Республики Казахстан. Это означает, что Президент республики обладает исключительным правом роспуска Парламента или Мажилиса Парламента. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены только в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска (пункт 2 статьи 63 Конституции).

При роспуске Парламента или Мажилиса Парламента, согласно подпункту 2) статьи 44 Конституции, Президент республики назначает внеочередные выборы в Парламент республики и его палаты. Пункт 3 статьи 51 Конституции устанавливает, что внеочередные выборы депутатов Парламента или Мажилиса Парламента проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента. При этом внеочередные выборы должны проходить в соответствии с новым порядком наделения полномочиями депутатов Парламента. Их избрание (назначение) осуществляется с учетом изменений количественного состава Сената и Мажилиса Парламента.

В случае роспуска Мажилиса Парламента третьего созыва Сенат Парламента приобретает полномочия, предусмотренные в статье 55 Конституции в редакции Закона. В частности, Сенат выполняет функции Парламента республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. В полном объеме новыми конституционными полномочиями Парламент и его палаты наделяются с начала работы первой сессии Парламента четвертого созыва.

3. Анализ Конституции показывает, что ее нормы не предусматривают самороспуск как основание досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента. Конституция устанавливает возможность принятия решения о самороспуске только местными представительными органами - маслихатами (пункт 5 статьи 86).

Конституция Республики Казахстан содержит исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его палат и не предусматривает возможность его расширения законами (подпункт 8) статьи 53, подпункт 6) статьи 55, подпункт 4) пункта 1 статьи 56 Конституции).

Вместе с тем Парламент и его палаты по своему конституционному статусу являются постоянно действующими органами, решения которых принимаются депутатами путем голосования как на совместном, так и в раздельном заседаниях палат. Обязательность участия депутатов в работе Парламента, требование личного голосования в Парламенте, недопустимость передачи права голоса (пункт 2 статьи 52 Конституции) предполагают необходимость наличия кворума и соответствующего количества голосов депутатов для принятия решения, что является определяющим фактором легитимности актов Парламента и его палат. Отсутствие кворума в силу различных обстоятельств (отставка депутатов, утрата ими мандата и другие) может стать мотивом для принятия Президентом республики решения о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Конституции.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

 

постановляет:

 

1. Новые конституционные полномочия Парламента и его палат в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» вводятся в действие с момента истечения срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва, которое возможно как при окончании конституционного срока полномочий, так и при досрочном прекращении полномочий в случаях роспуска Парламента или Мажилиса Парламента Президентом республики. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» не предоставляет возможность Парламенту и его палатам приобрести и реализовать новые конституционные полномочия до окончания срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва, или до прекращения его полномочий в случае роспуска Президентом республики Парламента или Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

2. Конституция республики не предусматривает самороспуск как основание досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

3. Президент Республики Казахстан согласно Конституции вправе распустить Парламент или Мажилис Парламента после консультаций с председателями палат Парламента и Премьер-Министром как по собственной инициативе, так и по обращению депутатов Парламента Республики Казахстан.

4. В случае роспуска Мажилиса Парламента третьего созыва вводятся в действие конституционные нормы, устанавливающие новый порядок наделения полномочиями депутатов Парламента. При этом согласно подпункту 5) статьи 55 Конституции Сенат Парламента Республики Казахстан выполняет функции Парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса Парламента, вызванного досрочным прекращением его полномочий. В полном объеме новыми конституционными полномочиями Парламент и его палаты наделяются с начала работы первой сессии Парламента четвертого созыва.

5. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

6. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.