Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 апреля 2004 года № 2 «О проверке конституционности пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»(Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года № 569, по обращению специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области»

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А. с участием:

судьи Верховного Суда Республики Пономаренко Ю.А.,

заместителя Генерального Прокурора Республики Даулбаева А.К.,

вице-Министра юстиции Республики Асанова Ж.К.,

заместителя председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Базарбаевой А.Б.,

рассмотрел в открытом заседании представление специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области о признании неконституционными пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года № 569.

Изучив имеющиеся материалы, в том числе заключение эксперта Умуркулова М.К., заведующего кафедрой гражданского права и процесса Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидата юридических наук, заслушав сообщение докладчика-члена Конституционного Совета Есенжанова А. и выступления участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан

 

УСТАНОВИЛ:

 

Конституционным Советом Республики Казахстан принято к конституционному производству представление специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области (далее – суд) о признании неконституционным пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года № 569 (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» субъект обращения заявил ходатайство об увеличении объема обращения - проверке конституционности также и пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса).

Поводом для обращения в Конституционный Совет явилось находящееся в производстве суда гражданское дело по иску гражданина Тлеумбетова А. к ТОО «Костанайский завод ремонта двигателей» (далее – ТОО «КЗРД») о понуждении к исполнению договора купли-продажи и истребовании документов, а также по встречному иску ТОО «КЗРД» о признании недействительным договора купли-продажи.

Из представления суда следует, что имущество ТОО «КЗРД» в соответствии с Налоговым кодексом было ограничено в распоряжении ввиду налоговой задолженности, а затем выставлено на реализацию на открытом специализированном аукционе, победителем которого признан гражданин Тлеумбетов А. В виду отказа ТОО «КЗРД» заключить по результатам аукциона договор купли-продажи, он был подписан органом налоговой службы, который действовал в соответствии с Правилами. Согласно пункту 13 указанных Правил в случае, если продавец или его законный либо уполномоченный представитель, оповещенный о дате, времени и месте проведения аукциона, не явился на аукцион, то аукцион проводится без его участия, а договор купли-продажи заключается от его имени органом налоговой службы. Это правомочие государственного органа вытекает из пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса, в соответствии с которым налоговые органы вправе без согласия налогоплательщика обратить взыскание на его имущество.

По мнению суда, пункт 1 статьи 53 Налогового кодекса и пункт 13 Правил, позволяющие органу налоговой службы заключать договор купли-продажи вопреки воле продавца и отчуждать имущество во внесудебном порядке, противоречат положениям пунктов 1, 2 и 3 статьи 26, пункта 3 статьи 39 Конституции Республики.

Проверяя конституционность пункта 1 статьи 53 Кодекса Республики «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункта 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики от 25 мая 2002 года № 569, Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего системного анализа соответствующих конституционных норм.

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики «граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» (пункт 1) и «собственность... гарантируется законом» (пункт 2). Право собственности, предусмотренное пунктом 2 статьи 26, не подлежит ограничению ни в каких случаях (пункт 3 статьи 39 Основного Закона). Эти конституционные положения предполагают правовую легитимность приобретения имущества, направлены на охрану законных прав собственника от неправомерного вмешательства кого бы то ни было и обеспечение неприкосновенности собственности.

Пункт 3 статьи 26 Конституции устанавливает, что лишение имущества допускается не иначе как по решению суда. Это правило предусматривает гарантию защиты права собственности, которое не является абсолютным и не предполагает обязательного предварительного судебного решения при отчуждении имущества, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции допускается ограничение такого права законом. Ограничения конкретного имущественного права в случаях, предусмотренных законом, правомерны как в гражданско-правовых отношениях, так и в публично-правовой сфере. Такая правовая позиция выражена в постановлениях Конституционного Совета от 16 июня 2000 года № 6/2 и от 20 декабря 2000 года № 21/2 .

Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом». Следует отметить, что указанные конституционные нормы содержатся в разделе I «Общие положения» Основного Закона, которые имеют определяющее значение, поскольку закрепляют основные принципы и начала правового регулирования отношений собственности (постановление Конституционного Совета от 7 июня 2000 года № 4/2).

Конституция предусматривает, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (статья 35); каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики (пункт 1 статьи 34). Изложенные конституционные нормы обязывают всех без исключения налогоплательщиков, совершать действия в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, то есть платить налоги, сборы и иные обязательные платежи, устанавливаемые законами Республики.

Налоговые правоотношения носят публично-правовой характер, а налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налоговых обязательств.

Налоговое администрирование, предусмотренное в Налоговом кодексе, предполагает меры по надлежащему исполнению налогоплательщиками налогового законодательства, устанавливает механизмы, направленные на обеспечение полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей. Одной из таких мер является закрепленное в пункте 1 статьи 53 Налогового кодекса право налоговых органов без согласия налогоплательщика – юридического лица и индивидуального предпринимателя обратить взыскание на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика в пределах суммы налоговой задолженности в случаях отсутствия денег на его банковских счетах, наличных денег и денег на банковских счетах его дебиторов. Данная норма Налогового кодекса направлена на реализацию статьи 35 Конституции.

Законы, регулирующие вопросы налогов, сборов и других обязательных платежей, а также налогового администрирования издаются Парламентом в соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 61 Конституции. Законодатель вправе устанавливать в законах нормы, направленные на принудительное обеспечение и исполнение конституционных норм, и вытекающие отсюда ограничения прав собственника.

Изъятие имущества налогоплательщика в порядке, закрепленном пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса и основанном на нем пункте 13 Правил, не находится в противоречии с положениями пункта 3 статьи 26 Конституции. В данном случае имущество налогоплательщика обращается в счет погашения его налоговой задолженности, которую он обязан был уплатить в силу требований Основного Закона и Налогового кодекса.

Специализированный аукцион по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, проводимый на основании Правил, является предусмотренной законом мерой принудительного взыскания задолженности по налогам, которая применяется к недобросовестным налогоплательщикам. Правила утверждены постановлением Правительства Республики на основании соответствующих положений статей 53 и 54 Налогового кодекса.

Следует отметить, что во всех случаях действия органов налоговой службы и их должностных лиц могут быть впоследствии обжалованы заинтересованными лицами в суд, который, проверив их законность, принимает итоговое решение. Данное положение вытекает из пункта 2 статьи 13 Конституции Республики о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод, гарантированное и обеспеченное законами.

Что касается приобретения покупателем имущества на специализированном аукционе, где договор купли-продажи заключен налоговым органом от имени налогоплательщика, не исполнившего свои налоговые обязательства, такое приобретение следует считать правомерным, поскольку у покупателя право собственности на имущество возникает на основании и в порядке, предусмотренных законом и соответствующим ему нормативным правовым актом. В связи с этим правомочия нового собственника легитимны, что соответствует пункту 1 статьи 26 Конституции.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Признать пункт 1 статьи 53 Кодекса Республики Казахстан      «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) и пункт 13 Правил проведения специализированного аукциона по реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет налоговой задолженности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2002 года № 569, соответствующими Конституции Республики Казахстан.

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.