Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 5 «Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан»

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А. с участием:

представителя субъекта обращения - депутата Сената Парламента Республики Жумабаева Е.Ж.,

судьи Верховного Суда Республики Баишева Ж.Н.,

заместителя Генерального Прокурора Республики Даулбаева А.К.,

члена Центральной избирательной комиссии Республики Фооса В.К.,

вице-Министра юстиции Республики Раева М.К.,

рассмотрел в открытом заседании обращение председателя Сената Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Котова А.К., выступления представителя субъекта обращения, участников заседания и заключение эксперта - кандидата юридических наук, доцента Казахского гуманитарно-юридического университета Капсалямова К.Ж., Конституционный Совет Республики Казахстан

 

установил:

 

Конституционным Советом Республики Казахстан принято к конституционному производству обращение Председателя Сената Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52  Конституции Республики Казахстан, в котором субъект обращения просит разъяснить следующие вопросы:

1) каково соотношение понятий «полномочия депутата Парламента прекращаются» и «депутат Парламента лишается своего мандата» по их содержанию и юридическим последствиям?

2) вправе ли Палата Парламента при наличии вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении депутата Парламента принять решение о лишении или нелишении его своего мандата?

При толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан, Конституционный Совет, применительно к поставленным в обращении вопросам исходит из следующего.

1. Пункты 3 и 5 статьи 52  Конституции были предметом официального толкования Конституционным Советом Республики Казахстан в постановлениях от 17 мая 2001 года N 7/2 по обращению группы депутатов Парламента и от 13 декабря 2001 года N 19/2 по обращению Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Они касались разъяснения оснований прекращения полномочий депутата Парламента, установленных пунктами 3 и 5 статьи 52  Конституции, и иных оснований, вытекающих из ее норм. Эти постановления Конституционного Совета сохраняют юридическую силу.

Вместе с тем вопросы о содержании употребляемых в пунктах 3 и 5 статьи 52  Конституции понятий «полномочия депутата Парламента прекращаются» и «депутат Парламента лишается своего мандата», а также о юридических последствиях постановлений Палат Парламента, принимаемых в этих случаях, - не ставились в вышеуказанных обращениях и предметом разъяснения в постановлениях Конституционного Совета не были.

По содержанию пунктов 3 и 5 статьи 52  Конституции и иных оснований утраты депутатских полномочий, вытекающих из других норм Конституции , в большинстве случаев говорится об их погашении в форме прекращения Палатой Парламента. В отношении следующих оснований Конституция оперирует термином «лишается своего мандата»: при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента и в случае его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Прекращение полномочий депутата Парламента или лишение его депутатского мандата производится палатой на основании пунктов 3 или 5 статьи 52  Конституции, постановлений Конституционного Совета от 17 мая 2001 года N 7/2 , от 13 декабря 2001 года N 19/2 и согласно пункту 1 статьи 62 Конституции - одним и тем же правовым актом - соответствующим постановлением Сената или Мажилиса Парламента Республики Казахстан в отношении того или иного депутата.

Постановления Палат Парламента о прекращении депутатских полномочий или лишении мандата депутата Парламента отличаются не по последствиям, наступающим в результате их принятия, а по характеру оснований, которые повлекли выбытие лица из состава Палаты Парламента. В большинстве случаев утрата депутатских полномочий в форме их прекращения постановлением Палаты является следствием объективных оснований.

Утрата полномочий депутата Парламента в форме лишения его мандата есть следствие его вины, установленной обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу, или же следствием факта выезда депутата на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, подтвержденного представлением Центральной избирательной комиссии.

Нарушение конституционного правила несовместимости депутатского мандата, указанного в пункте 3 статьи 52 , Конституция признает деликтом меньшей степени, чем предполагаемая ею степень вины депутата, за деяние которого может последовать обвинительный приговор суда в отношении него. Вследствие этого депутат Парламента лишается мандата на основании пункта 5 статьи 52 Конституции.

Такие же последствия предусмотрела Конституция за оставление депутатских полномочий при выезде лица, будучи избранного в Парламент, на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. В результате им произвольно разрывается устойчивая связь с представительным органом. В этом Конституция , по мнению Совета, усматривает пренебрежение депутатом доверием избирателей и интересами народа. Отрицательное отношение Конституции к этим случаям и ее стремление предотвратить их выразилось в распространении Конституцией в пункте 5 статьи 52 на эти случаи такой формы утраты полномочий депутатом Парламента, как лишение его мандата.

Правовые последствия принятия Палатой по соответствующим конституционным основаниям постановления о лишении депутата Парламента мандата или о прекращении полномочий депутата Парламента для него одинаковы - юридическая утрата им депутатских полномочий.
      Принятие в той или иной форме решений об утрате депутатских полномочий отнесено по смыслу подпункта 4) статьи 57  Конституции к самостоятельной компетенции каждой из Палат Парламента и охватывается их правомочием – «прекращает полномочия депутатов палат...».

В соответствии с пунктом 4 статьи 24  Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» в редакции от 6 мая 1999 года, решение о прекращении или лишении депутатских полномочий принимается Палатой Парламента по представлению Центральной избирательной комиссии Республики большинством голосов от общего числа ее депутатов.

2. При вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента, непринятие Палатой постановления о лишении его мандата юридически не будет означать решения          «о нелишении» депутатских полномочий.

Конституция в этой части не допускает того, что депутат может не лишаться Палатой своего мандата по усмотрению депутатов. В пункте 5 статьи 52  Конституция однозначно устанавливает правовую несовместимость мандата депутата со вступившим в силу обвинительным приговором суда. Депутат Парламента, сказано в этой конституционной норме, «лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него». При этом значения не имеет, давала соответствующая Палата Парламента согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности или таковое по Конституции изначально не требовалось.

Норма пункта 5 статьи 52  Конституции носит императивный характер. Указание в ней на юридический факт вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата влечет безусловную утрату депутатских полномочий. Депутат лишается своего мандата со вступлением обвинительного приговора суда в законную силу. Юридический факт вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата является основанием для принятия Палатой постановления о лишении его мандата независимо от вида назначенного ему за совершенное уголовное преступление наказания. Назначение судом наказания лицу условно, наказания, не связанного с лишением свободы, равно как освобождение осужденного от ответственности или наказания, не меняет для Палаты Парламента характер нормы пункта 5 статьи 52  Конституции. Эта норма не содержит указания на то, какой по содержанию обвинительный приговор в отношении депутата является основанием для лишения его мандата. Пункт 5 статьи 52  Конституции подразумевает все виды обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента.

Решение суда, согласно пункту 1 статьи 76  Конституции, имеет обязательную силу на всей территории Республики. Презумпция истинности вступившего в законную силу приговора суда не зависит от отдельных государственных органов или должностных лиц. Этот приговор обязателен и для Палат Парламента. Принимая постановление о лишении депутата своего мандата на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда в отношении него, Палата признает факт утраты и констатирует погашение депутатских полномочий. Юридически это необходимо для установления момента, с которого должен исчисляться срок, в течение которого Центральная избирательная комиссия Республики обязана назначить выборы вместо выбывшего депутата Парламента (пункт 4 статьи 69 , пункт 4 статьи 85  Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» в редакции от 6 мая 1999 г.).

Непринятие Палатой решения о лишении мандата депутата не влечет сохранения или восстановления депутатских полномочий, утратившего их лица в связи с вступлением в силу обвинительного приговора в отношении него.

Уклонение Палаты от принятия постановления о лишении депутата своего мандата по основанию, указанному в пункте 5 статьи 52  Конституции, станет препятствием к исполнению требований подпункта 13) пункта 1 статьи 12  Конституционного закона                  «О выборах в Республике Казахстан» о назначении Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан выборов депутатов Парламента вместо выбывших.

Таким образом, при наличии оснований, предусмотренных в пунктах 3 и 5 статьи 52  Конституции и иных оснований утраты депутатских полномочий, вытекающих из ее норм, согласно постановлениям Конституционного Совета Республики Казахстан от 17 мая 2001 года N 7/2  и от 13 декабря 2001 года N 19/2 , Палаты Парламента Республики Казахстан принимают соответствующие постановления о прекращении полномочий депутата Парламента или о лишении депутата Парламента мандата.

На основании изложенного и, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72  Конституции Республики Казахстан и статьей 1 , подпунктом 1) пункта 3 статьи 17 , а также статьями 32 , 33 , 37
и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

 

постановляет:

 

1. Предусмотренные пунктами 3 и 5 статьи 52  Конституции Республики Казахстан «прекращение полномочий депутата Парламента» и «лишение депутата Парламента своего мандата» следует понимать как установленные Основным Законом формы утраты депутатских полномочий членом Парламента, различающиеся по характеру влекущих их оснований.

Юридические последствия постановлений Палат Парламента Республики Казахстан по этим вопросам - признание погашенным мандата депутата, с момента которого исчисляется конституционный срок для назначения выборов вместо выбывшего депутата из состава Палаты Парламента Республики Казахстан.

2. Пункт 5 статьи 52  Конституции Республики Казахстан означает, что при наличии вступившего в силу любого вида обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента, Палата в соответствии с пунктом 1 статьи 62  Конституции Республики Казахстан принимает постановление о лишении его мандата. Непринятие такого постановления не влечет сохранения или восстановления депутатских полномочий.

Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 25 августа 2004 г. N 9

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74  Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73  Конституции Республики Казахстан.

4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.