Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 апреля 2002 года № 2 «О проверке конституционности Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений».

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А. с участием:

представителя Главы государства - заместителя заведующего государственно-правовым отделом Администрации Президента Республики Белорукова Н.В.,

депутата Сената Парламента Республики Жусупова Б.Г. и депутата Мажилиса Парламента Республики Айталы А.А.,

Министра культуры, информации и общественного согласия Республики Кул-Мухаммеда М.А.,

заместителя Генерального прокурора Республики Даулбаева А.К.,

секретаря Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Мухашова А.М.,

экспертов Умуркулова М.К. - заведующего кафедрой гражданского права и процесса Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидата юридических наук, доцента и Сапарова Е.А.

рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан о проверке конституционности Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений».

Изучив документы, представленные Палатами Парламента, Правительством, Верховным Судом, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан и консультативным комитетом экспертов по свободе религии и вероисповеданий ОБСЕ/БДИПЧ, а также другие материалы конституционного производства, заслушав сообщение докладчика-члена Конституционного Совета Омарханова К.А., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан

 

установил:

 

1. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений» принят Парламентом Республики 31 января 2002 года и представлен на подпись Президенту Республики Казахстан 8 февраля 2002 года.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Глава государства направил в Конституционный Совет обращение о проверке конституционности вышеупомянутого Закона.

2. Рассматривая на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений», Конституционный Совет Республики Казахстан обратил внимание на конституционность следующих положений:

подпункт 3) пункта 3 Закона в части возможности ограничения законодательными актами права на свободное распространение религиозных убеждений;

подпункт 13) пункта 3 о государственной регистрации исламских религиозных объединений по рекомендации Духовного управления мусульман Казахстана;

подпункт 17) пункта 3 Закона, предусматривающий осуществление строительства и (или) открытия мусульманских культовых зданий и сооружений с разрешения Духовного управления мусульман Казахстана.

3. Осуществление свободы распространять религиозные убеждения вытекает из нормы пункта 2 статьи 20 Конституции Республики: «Каждый имеет право свободно... распространять информацию любым, не запрещенным законом способом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции указанное право может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Содержащееся в подпункте 3) пункта                    3 Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений» положение о возможности ограничения права на распространение религиозных убеждений законодательными актами, противоречит данному конституционному требованию, так как допускает ограничение прав человека и гражданина нормативными правовыми актами меньшей юридической силы, чем закон или указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, поскольку в понятие законодательных актов, согласно статье 1 Закона Республики от                   24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах», входят также постановления Парламента Республики и его Палат.

4. Светский характер государства, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Конституции, предполагает отделение религии от государства.

Указанная норма-принцип конкретизируется в других конституционных нормах. В соответствии с пунктом 1 статьи                           5 Конституции не допускается слияние общественных и государственных институтов. Согласно статье 14 Конституции все равны перед законом, что, применительно к предмету исследования, подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам.

Между тем, подпунктом 13) пункта 3 Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений» устанавливается, что государственная регистрация исламских религиозных объединений осуществляется по рекомендации Духовного управления мусульман Казахстана. Кроме того, нормы подпункта 17) пункта 3 Закона предусматривают, что с разрешения Духовного управления мусульман Казахстана осуществляется строительство и (или) открытие мусульманских культовых зданий и сооружений.

Таким образом, Духовному управлению мусульман Казахстана, являющемуся религиозным объединением граждан, исповедующих исламское вероучение (устав перерегистрирован 23 мая 1996 года в городе Алматы Министерством юстиции Республики), предоставляются Законом полномочия, имеющие разрешительный характер, которые относятся исключительно к компетенции государства.

В этом Конституционный Совет усматривает нарушение положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 5 и статьи                                14 Конституции Республики.

На основании изложенного Конституционный Совет Республики считает, что Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений» противоречит Конституции Республики Казахстан.

Руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17, статьями                31, 32, 33, 37, 38 и 39 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Конституционный Совет Республики Казахстан

 

постановляет:

 

1. Признать Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений», принятый Парламентом Республики Казахстан 31 января 2002 года и поступивший на подпись Президенту Республики Казахстан 8 февраля 2002 года, не соответствующим Конституции Республики Казахстан.

2. Названный закон, согласно пункту 1 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, не может быть подписан и введен в действие.

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.