Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 июля 2000 года № 15/2  «Об официальном толковании подпункта 2) статьи 44, пункта 2 статьи 45, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан»

Сноска. Постановление с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.

 

Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о. Председателя Конституционного Совета Шопина В.Д., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А., с участием

представителя субъекта обращения - первого заместителя заведующего Государственно-правовым отделом Администрации Президента Республики Казахстан Донакова Т.С.,

рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан об официальном толковании подпункта 2 статьи 44, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан.

Изучив представленные материалы, заслушав докладчиков - членов Конституционного Совета - Омарханова К.А. и Шопина В.Д., выступление представителя субъекта обращения, Конституционный Совет Республики Казахстан

 

установил:

 

В Конституционный Совет Республики Казахстан 30 июня 2000 года поступило обращение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. об официальном толковании подпункта 2) статьи 44, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан в части употребляемого в этих нормах термина «закон».

При толковании указанных конституционных норм субъект обращения просит установить - термин «закон» включает в себя или не включает понятие «конституционный закон», тогда как пункт 1 статьи 13 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» гласит, в частности, что Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, в том числе конституционных.

В ходе заседания Конституционного Совета представитель субъекта обращения в порядке подпункта 1) пункта 3 статьи 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» заявил ходатайство об увеличении объема обращения, включив в официальное толкование пункт 2 статьи 45 Конституции в части поставленного в обращении вопроса.

При рассмотрении данного обращения Конституционный Совет исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 62 Конституции Республики Казахстан Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. В пункте 2 статьи 62 установлено, что законы вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Данная норма Конституции распространяется на все виды законов, в том числе и конституционные.

Далее, в указанной статье определен порядок принятия Парламентом: законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат (пункт 3); конституционных законов - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат (пункт 4); законов Республики Казахстан - большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией (пункт 5).

Содержание статьи 62 Конституции свидетельствует о том, что термин «закон» как форма законодательного акта, принимаемого Парламентом, включает и «конституционный закон», что также подтверждается пунктом 1 статьи 13 Конституционного закона            «О Парламенте и статусе его депутатов».

Установленное в подпункте 2) статьи 44 Конституции право Главы государства подписывать представленный Сенатом Парламента закон либо возвращать его для повторного обсуждения и голосования распространяется в равной мере и на конституционный закон. Если предположить, что термин «закон» не охватывает конституционные законы, то Президент Республики будет лишен не только права «вето» в отношении принятых Парламентом конституционных законов, но и права направлять в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции в Конституционный Совет обращения о проверке поступивших к нему на подпись конституционных законов на их соответствие Конституции Республики, что противоречит конституционному принципу обеспечения Президентом Республики согласованного функционирования всех ветвей власти с использованием системы сдержек и противовесов.

Пункт 2 статьи 61 Конституции закрепляет право Президента Республики определять приоритетность рассмотрения проектов законов. Здесь термин «закон» также включает не только обычные, но и конституционные законы. Это правило подтверждено и практикой законодательной деятельности. Так, Главой государства объявлялись приоритетными и срочными обычные и конституционные законы.

На основании вышеизложенного Конституционный Совет считает, что в подпункте 2) статьи 44, пункте 2 статьи 61, пункте 2 статьи 62, подпункте 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан категория «закон» употреблена в широком смысле, то есть включает в свое содержание не только законы Республики, но и конституционные законы Республики Казахстан.

Руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан», в порядке официального толкования подпункта 2) статьи 44, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан в части употребляемой в этих нормах категории «закон» Конституционный Совет Республики Казахстан

 

постановляет:

 

1. Категория «закон», употребляемая в подпункте 2) статьи 44, пункте 2 статьи 61, пункте 2 статьи 62, подпункте 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, охватывает своим содержанием понятие «конституционный закон».

2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.